Поезд, на котором приехал Вадим пришел вовремя. Зато я опоздал, т.к. с вечера не расспросил о местонахождение вокзала и пришлось тыканьем искать его ранним утром по всяким железнодорожным признакам.
Вадима я нашел в помещении диспетчера, собирающим велосипед в навязчивой компании местного алкаша по прозвищу Муха. Вот уж не думал, что подобное может быть у казахов. А ведь у Мухи семья и трое детей!Попрошайка грубо раскручивал Вадика на литр водки, при этом прямо при нас выпил бутылку, а в кармане у него была еще одна. После к нему присоединился еще и путевой рабочий, такой же наглый. Поистине жизнь многогранна и мой вчерашний восторг быстро улетучился.
Но в музее все было как прежде: нам рады и готовы помочь, чем могут.
В аул Тулебаево выехали на рассвете. И опять по дороге, потому что на озеро выхода все еще нет, а снег там целинный, глубиной до 30 см.
Через 10 км нас догнал Насреддин, сменившийся с дежурства. Оказывается, он живет в соседнем ауле Кокжиде.
Еще 50 км с ветром в спину и мы въезжаем в рыбацкое село - родину композитора М.Тулебаева. А раньше здесь было подсобное хозяйство Лепсы от Балхашского медеплавильного завода. Осматриваем достопримечательности, ищем, где бы пообедать и остаться на ночь. Пробую пойти официальным путем, через акимат, местный сельсовет. Но аким в командировке, команды сверху про нас не поступало и потому к нам относятся вежливо безразлично. На всякий случай я съездил к мечети, которая оказалась закрытой из-за отсутствия отопления.
Затем проехал в школу, встретился с учительницей географии и множеством учащихся, среди которых оказалось несколько русских, как я думал. Но они оказались чеченцами, потомками сосланных во время войны потенциальных "врагов народа".
Заехал и в Дом культуры, где старшие дети репетировали концерт к кому-то мероприятию (не 23 февраля, такого праздника в Казахстане нет).
Однако нигде меня не спросили о возможных проблемах и не предложили помощи, как я рассчитывал. Так что мы и впредь будем рассчитывать на удачу. Ведь если наше дело обществу нужное, то все сложится само собой. Так что поехали в ближайший магазин, где, как нам сказали, могут напоить чаем. Стараниями отзывчивой хозяйки чай превратился в настоящий обед, а когда я заикнулся о ночлеге, то хозяин, Санат ("третий по счету"), привел нас в свой дом. Я сожалею, что не сделал фотографии этих замечательных людей. Но зато есть фото их детей, с которыми мы тоже подружились.
Вечером я зашел в гости к местному старожилу Ардабаю Нурпеисову и задал ему один из заготовленных еще дома вопросов:
- Как известно, в этом году 16 декабря в Казахстане будут отмечать 25-летие независимости от СССР. Что изменилось в стране за эти годы? Кроме общего развития цивилизации: появления компьютеров и смартфонов. Например, Казахстан стал торговать с Турцией... - И это конечно. Но стало больше безработных. Это плохо. При Советском Союзе окончил учебу и идешь работать, не думаешь. Работа найдется. Деньги платят за то, что сделал. Сейчас наш аул весь без работы. Только школа и акимат. Сейчас делай, что придумал, организовывай бизнес.
Ну еще мечеть появилась, намаз можно совершать. А раньше нельзя было, запрещалось.
-Может быть независимость - это освобождение от государственной зависимости, стало больше свободы? Например, теперь не нужно после окончания института отрабатывать три года по распределению.- Это так. Но жить стало труднее.
С другой стороны, у нас впервые появилась своя территория, государство. Раньше все делалось только на русском языке, а сейчас - на двух: казахском и русском. Кому как удобно. Наше государство многонациональное, по другому нельзя.
Раньше мы своей культуры вообще не знали, кроме Абая. Изучали историю СССР, своей родной истории не было. А теперь мы ее знаем хорошо. Много писателей стало, художников, композиторов.
Теперь свои законы и Конституция, свои деньги, своя армия. Есть уверенность в будущем.
Остановили атомные испытания - а сколько людей погибло от облучения на Семипалатинском полигоне!
Мы не сырьевой придаток СССР, промышленность работает на Казахстан. Железо, медь, золото продаем, а не отдаем. А раньше на весь Казахстан была единственная переработка: завод по производству гвоздей в Лепсах и мясокомбинат в Семипалатинске. Было так: Казахстан добывает металл, Узбекистан выращивает хлопок, Киргизия - скот. Сырьевое разделение.
И всегда была неуверенность, что завтра у нас опять могут отобрать территорию в пользу другой республики.
При Советской власти в 30-е годы мы пережили культурную революцию, когда скотоводов принудительно сгоняли в деревни, а скот уничтожали и могильники заливали соляркой. А сколько хороших людей погибло в те годы...
После войны в Казахстан нагнали чеченцев, корейцев, молдаван, немцев Поволжья. Сейчас в селе проживает 607 казахов, 154 чеченца, 38 русских, 28 немцев, 5 уйгуров, 2 татарина и 2 узбека. Все уже здешние. Есть смешанные браки: живут хорошо, дружно. Разводов в ауле нет. Школьников 137 и с первого класса они изучают три языка: казахский, русский и английский.
Особенно произвол был при Сталине и Хрущеве.
- Вы говорите, что работы у людей нет. Как же они выживают?- Некоторые держит скот, но, в основном, все рыбачат. Нелегально, потому что официально оформить предпринимательство нельзя. И китайские сети запрещены. А они очень удобные: не запутываются, не гниют и рыба их не видит (так как прозрачные). Раньше у нас было два рыбзавода и они давали разрешения рыбакам. Но уже два года как заводы обанкротились. Периодически наезжает рыбинспекция, кого-то ловит и штрафует. Минимальный штраф 20 тысяч тенге. В это время сети не проверяют, рыба дохнет, сети утаскивает на дно и они засоряют озеро. Какая государству от этого польза? После отъезда инспекторов все опять выходят на рыбалку. Нужно и на штраф заработать, и семью кормить.
Рыбалкой живут все деревни, что около озера. По-другому люди заработать не могут.