Судя по картам-километровкам, берега оз.Балхаш усеяны древними курганами. Чьи они?
Оказалось, что сакских "могучих мужей" (так называли их персы). В древнеиранской Авесте их упоминают также «турами с быстрыми конями». Со слов греков, степняки называли себя «массагеты» и своим лошадям одевали на грудь медные панцири. Греки называли саков скифами. Геродот именует их аргиппеями и исседонами. Скорее всего, это были разные племена, т.к. скифы при переговорах использовали семь толмачей на семи языках (массагеты жили в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана. Были еще исседоны, аргипейи, саракаулы, которые жили в Прикаспии, на Арале, Волге и в Прикамье). В персидских источниках сакские племена именуются саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки, жили в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи, в Северном Причерноморье),
саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому, жили в долине Мургаба,
озеро Балхаш), саки-тиграхауда или ортокарибантии (носящие остроконечные шапки, жили в районе средней Сырдарьи, в Семиречье и на Тянь-Шане), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов, жили на Алтае и Восточном Казахстане). Аксатаги, аристеи и аргиппеи жили в юго-восточном Приуралье. Киммерийцы (гимирри) также относились к сакам.
Согласно Геродоту, персы называли саками все скифские племена. Греки же скифами называли кочевые племена степей Южной России и Средней Азии. В современной научной литературе наименование скифы обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а саками называются скифы Средней Азии (более подробно см.
здесь).
Таким образом,
Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный им общий тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве распространился от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе. Эта культурная общность сложилась в степях в 9-8 веках до н.э. и просуществовала более тысячи лет, до 3 века н.э.
Однако часть своей территории саки потеряли в 519 г. до н.э. в результате похода на них персидского царя Дария 1. О чем им была сделана соответствующая надпись: "Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей".
Спустя 200 лет Сакию - также частично, завоевал Александр Македонский, на что ему потребовалось 3 года (с 331 по 327 год до н.э.) - столько же времени, сколько он потратил на покорение всей персидской империи от Эллады до Индии. Царь саков Спитамена все эти годы вел партизанскую войну, сохранил независимость своего государства и фактически остановил продвижение македонян на восток. Но часть саков вынуждены были стали союзниками Александра.
Тем не менее, в течение шестисот лет (до 3 в. н.э.) саки все еще играли важную роль в исторической жизни Центральной Азии. Они упоминаются как принимавшие участие в сложении Парфянского государства, разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи. Государство прекратило свое существование в эпоху великого переселения народов в 4-5 вв. н.э.
Последними потомками скифов-саков являются - через скифское племя алан, выходцев из южно-русский степей - кавказцы-осетины. Другая часть алан, оставшаяся в степях и увлеченная в 13 в. на запад, осела во Франции, а в Венгрии сохранилась под именем ясов.
Восьмой век до н. э. - это начало "железного века" на территории нынешнего Казахстана. Полукочевое и кочевое скотоводство становится основной формой хозяйства. Быстрый рост коневодства и благоприятные климатические условия позволяют удлинить маршруты перекочевок до 1-2 тыс. км, чему способствует и применение колесниц. Вырабатываются правила посезонного использования пастбищных угодий. В долинах рек Чу, Или и Таласа саки занимаются земледелием и бахчеводством, сеют пшеницу и обменивают ее у кочевников на овец, быков, коней и верблюдов. Охота и рыболовство - подсобные промыслы. Саки носят обувь без каблуков, шаровары, кафтан, высокие остроконечные шапки. В каждом селении, роду есть свои ремесленники и ювелиры, мастерство которых до сих пор удивляет весь мир. Мастера-художники знакомы с литьем, штамповкой золота и изготавливают удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду. Широко использовался способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева.
Сакское общество – военная демократия. Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, глава народа (племени), глава страны (царь). Все население делится на 3 группы: воины, жрецы и рядовые общинники-производители (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствуют свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Решения принимались массовым народным собранием, в котором участвовали все взрослые мужчины, способные носить оружие. Основной формой существования социальных норм являлся обычай.
В структуру общества входили также рабы и некая «вольница» - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.
Управлением государством осуществлялось царем (царицей), который решал вопросы войны и мира, посылал и принимал послов, заключал союзы, возглавлял войска, регулировал отношения между племенами. Вождь племенного союза - царь распределял между родами и племенами пастбища для перекочевки, устанавливал порядок их использования.
Существовал «царский» род, из которого происходили наследственные правители. Саки считали, что цари правят по воле богов.
Освоение железа дало возможность изготовления прочного оружия: мечи, палаши, копья и луки с металлическими накладками. Войны велись для завоевания пастбищ, в целях грабежа соседей (персов) и в целях самообороны. Женщины воевали наравне с мужчинами (известные имена массагетской царицы-полководце Томирис - 6 в. до н.э., и воинственной царицы Зарины). Тактика боя – массовая конная атака.
Одним из самых замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык (50 км восточнее Алматы), в котором был погребен «Золотой человек» (конец 4-3 вв. до н.э.).
Среди курганных находок была серебряная чаша с руноподобной надписью.
По мнению
ученых, текст был написан
диалектным русским языком, и в нем говорится о том, что БОГ ЗАБОТИТСЯ И СКОРБИТ о погибшем АКСАХАНЕ (захороненном в Исыкском кургане).
В языковом отношении саки однозначно не идентифицируются. Традиционно их относят к восточно-иранским племенам. Однако в последнее время появляются все более аргументированные высказывания о тюркоязычности саков. Текст на чаще свидетельствует о том, что саки говорили по-русски.
Особой знаковой системой выражения идеологии скифо-саков является знаменитый
«звериный стиль». Его основой были животные (чаще в движении или борьбе, сцены "терзания") и растительные мотивы.
Судя по погребальным обрядам и сведениям из античных источников, у саков были развиты культ предков, обычай бальзамирования тел умерших, поминок и т.п. Господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменило захоронение человека в вытянутом положении.
На погребальных курганах или возле них устанавливались балбалы - от "баб´а", что означает "предок".
Практикуемые и сейчас подношения балбалу – это поклонение не божеству, а обращение к памяти предка, своеобразное приглашение его за свой стол, единение с ним. Не принесение жертвы, а привычка делиться с семьей.
Цепочка предков – это преемственная иерархия, восходящая от потомка к первоистоку. Пронзающая вечность живая линия, связывающая ныне живущих с Богом.
Саки поклонялись также коню (изображался крылатым), огню и Солнцу - главному божеству (в петроглифах встречаются солнцеголовые антропоморфные существа). Жертвоприношения совершались рядом с курганами, которые сооружались с "усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
Количество камней в "усах" означало количество убитых врагов, которые должны были служить умершему на том свете.
О существовании культа плодородия свидетельствуют изображения колесниц на петроглифах Саймалы-Таша (Киргизия), где в одной упряжке изображены разные животные, которые в реальной ситуации работать вместе не могу: як, козел, лошадь, верблюд или осел.
Еще одним божеством являлась женщина с функциями войны, плодородия, хранительницы очага и покровительницы детей. Одним из символов богини был амулет в виде лука.
Система религиозных воззрений отражала борьбу двух начал – добра и зла. Первое было представлено, солнцем, плодородием, растительностью и домашними животными. Второе - крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству, пресмыкающимися и всем тем, что причиняло ущерб человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Борьба света и тьмы, благого начала со злым должна закончиться торжеством добра.
Основным священнодействующим средством в этой борьбе считался огонь, который не должен был никогда угасать и его беспрерывное горение поддерживалось в специальных курительницах.
Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в нем представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы, запряженной крылатыми конями. Организаторами гармонии в мире были боги Митра, Варуна, Индра. Модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного царства — низа; середины — черной земли, и верхнего — синего неба (Тенгри). У каждого мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Например, погребальные сооружения саков состоят из трех уровней — насыпь, поверхность земли и могила. Орнаменты на головном уборе сакского царя из Иссыка разделены на три вертикальных яруса.
Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры и козлы. На вершинах — птицы и крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, окружающий мир со всех сторон.
На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде - это мифологическое представление.
О наличие в религии саков элементов шаманизма свидетельствует ряд материалов из курганов кочевников: музыкальный инструмент, татуировка на теле погребённого, вещи для приведения себя в состояние экстаза (бронзовые жаровни, зёрна канопли и др.), ряд фигурок, изображающих фантастических животных и другие предметы.
В заключение отмечу, что
скифо-сакское искусство Прибалхашья аналогично находкам археологов в курганных комплексах всей южной Сибири: Хакасии, Алтая, Монголии и Тувы.