Первопроходник писал(а):
И где ты столько грязи нашел? Мы свои велы вообще, считай, не замазали, хотя под дождем провели весь день. Ехали той же дорогой, но все лужи принципиально объезжали.
Ну Вы-то молодцы, опытные, знаете секреты, как оставить велы чистыми, когда целый день дождь поливает. А что с нас-то дурачья взять - и в сухую погоду загадили рамы и песком и глиной. Впрочем, я отвлекся.
Градусник показывал чуть ниже нуля, моросил дождь и двое отважных путников… стоп, эта история началась чуть раньше.
9 сентября 2013 года в 19:00 началось плановое собрание краевого клуба спелеологов. В числе прочего обсуждалась организация обучения новых членов клуба. На собрании решили, что один из первых выходов должен состояться в пещеру Партизанскую. Этим решением клуб мне напомнил мою давнюю задумку доехать до Партизанской на велосипеде. Я много видел фотографий, как там буксуют машины по сугробам, слышал много рассказов как туда тяжело доехать на машине. Велосипедистов среди спелеологов немного и рассказов, как туда ездили велосипедисты я не слышал. Хотя, покопавшись в воспоминаниях, в голове всплыли фотографии Вадима Иванова. Точных данных о местоположении пещеры на руках у меня не было, и я стал искать трек, отчет или что-то, что могло бы помочь.
Воспользовавшись встроенным поиском в gpsies.com я нашел трек Шефа Верхняя Базаиха-Таежное Подземелье-Жистык. Участок Верхняя Базаиха-Таежное Подземелье на карте казался более коротким, чем Жистык-Таежное Подземелье. Но самое главное – по треку точно угадывалось расположение входа в пещеру, да и фотография входа с геопривязкой давала точные координаты. Поскольку хотелось также спуститься в пещеру, то маршрут был запланирован с одной ночевкой. Скорость прохождения «каменистого грунта» была под вопросом, да и вообще мы же идем через Верхнюю Базаиху, месяц лили дожди, серьезно рассчитывать в течении светового дня сделать 80 км по убитой дороге и успеть сходить в пещеру – минимум наивно. Итак – треки есть, координаты входа есть, карта пещеры доступна, вело и спелеоопыт в наличии – чего еще? Собирать отважных авантюристов и на выходные 21-22 сентября отправляться в путь.
На сборе отважных авантюристов возникли проблемы. В одиночку шастать по тайге в один из наиболее «медведоопасных» периодов я желанием не горел. Нужен напарник. Причем имеющий опыт передвижения и ночевок в нуль градусов под дождем – в самую противную, на мой взгляд, погоду. Наиболее помогла в сборе коллектива Маша Naima. В первично обозначенные даты Маше помешали идти ее семеные дела, поэтому дата похода была перенесена на неделю, на даты 28-29 сентября. 24 сентября на форуме отписался некто garic, который обозначил свое желание идти. Naima быстро собрала с собой толпу, потом Naima отвалилась опять из-за дел семейных и толпа отвалилась вместе с Машей. Не отвалился лишь garic. На утро 28 сентября я готовился к походу с человеком, которого не видел никогда.
Была упакована палатка, спальник в гермомешке, взято 50м 9мм веревки (да, я знаю, что лестница у входа есть, но в среде спелеологов есть неписанные правила, что пользоваться стационарными конструкциями вроде стационарных веревок, лестниц и прочих ты можешь лишь на свой страх и риск и лучше организовывать свою навеску и страховку), нижняя обвязка, грудная обвзяка, кроль, жумар, педаль, страховочно-спусковое устройство типа ReVerso2, каска, 2 ярких фонаря на 240 люмен макс, еда на 2-3 горячих готовки, сладкие перекусы, котлы, горелка, газ, упакована дополнительная одежда – спелеокомбез, сменная сухая одежда. Было подготовлено все, чтобы гарантированно преодолеть заявленный маршрут в самых неблагоприятных условиях. Забегая вперед скажу, что я пёр на себе примерно 12-13 килограмм груза, который, по причинам, указанным ниже, так и не пригодился.
Все будни 23-27 числа стояла сухая погода, но, как и пророчили погодные сайты, утром 28-го город с высоты 8-го этажа окружала свинцовая пелена наступающего дождевого фронта. Я планировал забрасываться в Маганск на электричке, чтобы не быть зависимым от участия кого-либо с автомобилем. Однако garic, чье реальное имя Игорь, предложил изменить схему заброски – поскольку участников всего двое, то наши велы вместе с пожитками легко умещаются в легковушку, на которой он может доехать до его бывшей дачи, которая распогагается в районе сворота на Береть. Я быстро согласился, т.к. эта схема избавляет нас от привязки к расписанию электричек и несколько развязывает руки в плане времени.
Игорь был удивительно налегке, хотя на мои расспросы отвечал, что взял все необходимое, кроме палатки, т.к. ее вез я. Я не придавал этому особого значения, т.к. на форуме и при личном общении по телефону я неоднократно говорил о том, что будет мокро, что будут мерзнуть руки и ноги. Раз поехал – значит осознавал, значит подготовился. Я решил, что парень просто более грамотно подошел к экипировке чем я, поэтому тащит меньше снаряжения.
Градусник показывал чуть ниже нуля, моросил дождь и двое отважных путников отправились в путь. Мы быстро преодолели первые 26 километров – они шли по хорошей гравийке.
Был один участок с гололедом длиной где-то с километр. Периодически попадались лужи с тонкой корочкой льда. Температура была чуть ниже нуля, поэтому брызги воды с глиной быстро замерзали, попадая на раму. У знака В. Базаиха налево, Жестык – направо я сделал пару фотографий.
Там же сфотографировал кареточный узел своего велосипеда вместе с передним переключателем – там все было покрыто коркой коричневого льда. Гравийка шла до пос. В. Базаиха.
Проехали по поселку, после чего вышли на сильно убитую грунтовку. Грунт был не раскисший, но колесами поископано все – глубокие колеи, местами видно, как кто-то терся «брюхом» о траву.
Рельеф пошел сильновыраженный, подъемы шли пешком, ровные участки пытались ехать, спуски – съезжали. Но контроль над велосипедом был слабый, по крайней мере у меня – тяжелые велоштаны все время пытались вырваться вперед. Рано ли, поздно ли, но мы дошли до первого домика базы «Таежное подземелье». Дождь перестал, домики базы были объяты тишиной, но было слышно, как сверху спускается группа спелеологов, очевидно, завершившая выход в Партизанскую.
Мы были насквозь мокрые, хотелось горячего. Попросили у спелеологов разрешения войти в дом, чтобы переодеться в тепле. У Игоря были какие-то сухие веши с собой или он просто обтерся полотенцем – этот нюанс я не рассмотрел, но сам я сменил мокрый комбенизон из флиса на сухие теплые вещи. Мокрые трекинги заменил на сапоги из ЭВА. В душе я готовился отправиться в Партизанскую. Однако Игорь был иной точки зрения. Адекватно оценивая свое нынешнее состояние Игорь решил, что ночевка подобна смерти. Игорь настоятельно предложил мне после горячего обеда продолжить путь до Жистыка и ночевку не совершать и в пещеру не лезть. Свое решение он мотивировал экономией времени, что мол-де вернемся домой пораньше и будет целый выходной день на домашние хлопоты. Оценив ситуацию, я решил, что Игорь прав и с его объемом снаряжения ночевать черевато для него же самого – у него был слишком слабый спальник, тонкий карематик, отсутствовал запасной комплект одежды, сменная обувь. Чтож, опыт приходит с ошибками, я режу программу, пещеры и ночевки больше в плане нет. Время подходит к 6-ти вечера, я знаю, что в 20 часов станет конкретно темно, но в рюкзаке лежат 2 фонаря на 240 люмен. Силы еще есть, горячий чай дает прилив сил.
В 7 вечера мы выдвинулись, благословленные спелеологами. Вместо убитой грунтовки, по которой мы ехали с В. Базаихи перед нами предстала отличная гравийка. Я ехал по ней и отмечал про себя места, которые проехать на автомобиле затруднительно, прикидывал, что бы я желал иметь с собой, окажись я тут на автомобиле. Сложные места были, и их было 4 штуки – странного происхождения ямы, большие коряги, утопленные в луже, полураздолбанный «мостик» - закиданный бревнами ручей, пересекающий дорогу. За час доехали до Жистыка. Там нас настигли сумерки. Сделал несколько снимков на высоком ISO, одел на руль и голову по фонарю, после чего продолжили путь.
Достаточно быстро домчались до развилки В. Базаиха-Жестык и начали подъем в перевал. Я сильно отставал от Игоря – дополнительный вес тащил меня назад, к развилке. После долгожданного перевала начался спуск. Местами мы сильно разгонялись и я включал фонарь на руле на максимум. Батарейки экономил, когда скорость спадала, то переключал фонарь на среднюю мощность. Света хватало на обоих. Толку от налобного фонаря той же яркости не было – из-за легкого тумана, перед глазами появлялось большое светлое облако. Все-таки источник света и глаза должны быть разнесены, нарульное крепление фонаря оптимально. Правдами-неправдами, но в 21:30 мы вернулись к машине, которая дожидалась нас в дачном массиве, недалеко от отворота на Береть.
Там мы погрузили свои пожитки в машину и еще до полуночи вернулись в город. Грязные, усталые, не до конца довольные, но преисполненные желанием когда-нибудь повторить и полностью выполнить этот маршрут.