ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 27 11 2024, 06:26

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 281 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 17 10 2017, 00:04 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Ноги, руки и седалище образуют позиционный треугольник (термин Лэнса Армстронга). С одной из опор мы вроде бы разобрались. Теперь поговорим о руле.

Велосипеды МТБ комплектуются рулями шириной от 62 до 72 см. Между тем ширина моих плеч 43 см. Т.е. руки стоят в полтора раза шире. Нормально ли это соотношение? Для примера: попробуйте походить ногами, расставленными в стороны около метра. Удобно?

Производители утверждают, что чем шире руль, тем легче им управлять. Однако управление зависит не только от ширины руля, но от длины выноса, диаметра колес и угла наклона передней вилки. В вообще: нужно ли обычному любителю ювелирное управление велосипедом? В моей практике часто важнее оказывается не управление, а курсовая устойчивость (например, в снежной колее впереди идущего велосипеда).

Когда-то я катался на шоссейном велосипеде. Мой тренер утверждал, что ширина руля должна соответствовать ширине плеч и хват должен располагаться точно под плечевыми суставами. И если руль оказывался уже, то его попросту растягивали. Потому что узкий руль - это плохо: грудная клетка стиснута и глубоко дышать не дает.
Изображение

Но и в широком руле маунтинбайка тоже мало хорошего: локти торчат наружу, работают в неестественном положении и потому трицепсы постоянно напряжены (для меня это было постоянной проблемой в дальних путешествиях). Да и поза не аэродинамична. Возьмитесь за руль на ширине плеч и сами почувствуете, насколько удобнее стало ехать. Хотя управлять на тропках, конечно, становится сложнее.

Это противоречие разрешила немецкая компания SQLab: для удобства маневрирования руль остается традиционной длины, а там, где этого не требуется, руки опираются на рога, установленные как раз на ширине плеч.
Изображение
Изобретение не ново: красноярские байкеры так катались еще лет 10 назад.
Изображение

Кроме того, разработчики заметили, что охват пальцами руля не круглый, а многоугольный. Анатомитческие грипсы SQLab идеально вписываются в руку и обеспечивают более надежный хват.
Изображение

Компания также предложила руль с анатомическими углами изгиба. Вспомните детство. Думаете, что геометрию руля "Урала" разрабатывали кухарки? Велосипед, заточенный под обывателя, должен быть комфортным, а спортивный - совсем не обязательно. Потому что в гонках все решает скорость. Как заявил один из известных тренеров: " Мы слишком много им (спортсменам) платим, могут и потерпеть".

SQLab предлагает широкую линейку рулей для МТБ, треккинга и городских прогулок. Посоветовавшись с кинезиологом, я выбрал для себя 66-сантиметровый SQlab 310 Sport Fitness Lenker. Имея задний угол изгиба 16 градусов (вместо 0-6 у традиционных рулей), такой руль выпрямляет запястье и раскрепощает локтевой нерв (причина онемения пальцев).
Изображение
Отклонение на 10 градусов вниз освобождает плечо и кисть, опускает локти в более аэродинамическое положение.

Из моего опыта.
1. Пальцы рук немеют из-за передавливания локтевого нерва слишком согнутым запястьем. Постоянно отслеживать это сложно и я сделал следующее:
а) установил тормозные рычаги в положение, которое продолжает линию правильного положения кисти на руле;
б) плоскость анатомических грипс расположил таким образом, чтобы ладонь не могла опуститься в неправильное положение.

2. В этом сезоне я пользовался самодельными анатомическими рогами, сделанными из термопласта. При этом выяснилось, что левый и правый хват несколько отличаются. Это подтвердили и отпечатки ладоней на аппликаторе.
Новые рога получились удобными, но проблема осталась. Потому что в длительных поездках у меня по-прежнему мозжил правый трицепс. Оказалось, что он постоянно находится в перенапряжении, т.к. бицепс - его мышца-антагонист, ослаблена. Диагностика бицепса показала слипание мышечных волокон в результате неумеренной работы с гантелями. Кинезиолог проблему убрал и отпечатки ладоней стали одинаковыми. Пришлось поправить и форму рогов тоже.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 19 10 2017, 00:15 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
В недавнем исследовании антропологов выяснилось, что человеческая стопа устроена иначе, чем стопа человекообразных: она жестче, подвижнее и имеет своды, которых нет у обезьян. Именно эти особенности и сделали возможным прямохождение.
Изображение

Стопа - это фундамент тела и ее роль в формировании осанки и взимодействия мышц нами явно недооценивается. Деформация одной из стоп является причиной искривления позвоночника и дисбаланса мышц тела (например, спазм одного из сухожилий моей стопы оказался причиной многолетней боли в надбровной мышце), а также затруднениям в прокачке крови и лимфы, продвижении каловых масс.

На велосипеде стопы - это третья пара опор тела, что наиболее очевидно при езде стоя. Но и сидя - тоже. Я это почувствовал, когда гелевое седло заменит на кожаное Брукс. Оно было настолько жестким, что первый месяц я на нем не сидел вообще, а лишь только касался.

Однако основное использование этих точек контакта все же не в опоре, а в передаче усилия на педали. Как работает стопа при педалировании? Обычно говорят о рычаге приложения сил, идущем от центра голеностопного сустава к точке, проецирующейся на ось педали. Чем рычаг длиннее (шип дальше от пятки), тем воздействие на педаль эффективнее. Но механическая модель - это упрощение. Фактически усилие передается посредством целой системы многочисленных костей стопы и связывающих их сухожилий по довольно сложной траектории, задаваемой поперечной и продольной арками свода стопы. При ходьбе эти арки работают как рессоры. Но в педалировании они в этом качестве не используются и стопа задействована только в одном из шаговых положений - предотталкивании. Поэтому у велосипедистов своды стопы уплощаются и развивается плоскостопие (обоих типов), что вносит дисгармонию в работу мышц ног, спины и т.д.

Система поддержания положения стопы функционирует в соответствии с алгоритмом ходьбы, что задает небольшой угол наружу от направления движения (но нога типа выраженной "утки" или "голубя", как и вихляние колена - это все же ненормально). Система работает за счет удивительно тонко настроенного взаимодействия мышц, одни их которые выполняют функции фиксаторов, другие - нейтрализаторов, третьи - стабилизаторов.

Проблемы, связанные с работой стопы на велосипеде, сводятся к:
1) боли в ахилловом сухожилии,
2) боли в продольных сухожилиях стопы ("горячая нога"),
3) онемению и покалыванию в пальцах стопы.

1. Боль в ахилле может исчезнуть даже при незначительном опускании седла. Но еще больший эффект дает сдвиг шипа ближе к пятке. Я всегда рекомендую это место тем, кто впервые осваивает катание на контактах (т.к. оно соответствует положению, которое занимает стопа на педали-топталке). Фил Берт тоже считает, что более короткий рычаг плеча педаль-лодыжка для передачи энергии биомеханически выгоднее.
По мере тренированности шип понемного сдвигают вперед, внимательно прислушиваясь к результатам изменений. Максимальный уровень - основание большого пальца стопы.
Изображение
Однако нужно понимать, что педалирование в таком положении - все равно, что ходить на высоких каблуках и уплощение сводов стопы неизбежно. А это неминуемо приведет к проблемам в спине и шее. По мнению ортопедов, высота каблука не должна превышать 2-3 см. Между прочим, по рассчетам, каблук хрустальной туфельки Золушки был вообще 1,5 см.

Хочу обратить внимание еще на один момент, которым обычно пренебрегают - врожденную форму стопы. В зависимости от расположения пальцев выделяют три ее типа (но есть и другие классификации), каждый из которых оказывает существенное влияние на манеру ходьбы.
Изображение
Предполагаю, что форма стопы может влиять и на место приложения усилия на ось педали. В стопе полинезийца оно приходится на весь поперечник стопы, в греческой стопе - на ее центр, в египетской будет смещено внутрь, что наверняка потребует индивидуальных настроек и манипуляций с длиной оси и положением шипа.

2. Проблема горячей ноги устраняется:
- индивидуально подобранной стелькой с жестким супинатором, поддерживающим продольный свод стопы,
- метатарзальным валиком под поперечным сводом,
- самомассажем (под нагрузкой я катал стопами небольшой мячик),
- растягиванием сухожилий стопы на краю ступени.
Однако кардинально мне помогли только специалисты (манульный терапевт и кинезиолог).
Изображение

3. Онемение стопы часто возникает из-за тесной обуви или карбоновой подошвы.
Другая причина - "водопад", когда стопа как бы падает над шипом спереди или снаружи - как на рисунке ниже.
Изображение
Иногда виной тому является слишком высокое седло, заставляющее ногу вытягиваться в колене и стопе.

Примечание.
Существует спор о том, должна ли стопа закрепляться в педали неподвижно или ей необходим т.н. "поплавок" - угол вращения влево-вправо? Очевидно, что тех, кто не добился идеального взаимодействия стабилизирующих мышц стопы - подавляющее большинство. Именно поэтому конструкция современных шипов имеет поплавок 5-15 градусов.
Однако у меня, например, левая стопа при педалировании стоит над педалью как влитая, а правая болтается. Ездить это не мешает, но правая нога устает раньше. Я боролся с этим ортопедическими и мануальными методами, растяжками и ассиметрическими упражнениями. И все таки проблему победил, хотя времени на это ушло немало.
Тем не менее, поплавок мне все еще нужен - для "окна посадки".

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 21 10 2017, 20:23 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Я считаю себя убежденным сторонником кругового педалирования. Что это такое? Раньше я думал, что термин означает "крутить по кругу". Хотя по другому педалировать мы и не можем, будучи ограничены фиксированным положением педали.

Теперь, когда этот метод мною уже освоен, для меня он означает равномерно-ОДИНАКОВОЕ приложение вращательного усилия к оси педали по ВСЕЙ трактории ее движения. Как выяснилось, спортсмены так педали обычно не крутят. Ну разве что марафонцы, да и то, вероятно, лишь в каком-то приближении. А в других велосипедных дисциплинах это, наверное, вообще проблематично из-за особенностей условий гонок.
На фото внизу показано, как прилагают усилия на педаль шоссейники (слева) и маунтинбайкеры (справа). Фил Берт считает это статистическим идеалом.
Изображение

Правильному круговому педалированию мне пришлось учиться самостоятельно по одному из редких сейчас учебников, написанному тренером еще советской школы. Но получалось не очень, потому что непрерывный цикл делился на 4 отдельные части, в каждой из которых нужно было задействовать определенные группы мышц: вперед-вниз давить бицепсом ноги, в нижней мертвой точке протягивать педаль икроножной мышцей (при этом пальцы ног сгибаются и как бы скребут подошву ботинка), затем вверх подтягивать педаль квадрицепсом и в верхней мертвой точке проталкивать ее передней берцовой мышцей. Согласитесь, что такая дискретность имеет мало общего с непрерывным педалированием. Потому что, на самом деле, мышцы не включаются поочередно, что подтверждает схема, составленная по данным регистрации электрической активности мышц. Я уже приводил ее ранее.
Изображение.
Не особо помогало и педалирование одной ногой: педаль шла с провалами.

Проведенное с участием кинезиолога исследование показало, что с мышцами все выглядит еще сложнее. Например, когда велосипедист давит на педаль, то включает не весь бицепс ноги, а только его верхнюю часть и квадрицепс под коленной чашечкой. А когда тянет ногу вверх, то задействует верхнюю часть квадрицепса и основание бицепса в области под коленом.
Изображение
Аналогично происходит и с мышцами голени: включается часть мышцы-агониста и противоположная ей по расположению часть мышцы-антагониста. То есть мышцы работают не бессвязно - каждая за себя, а составляют довольно длинные мышечные цепи, управляемые головным мозгом.


Но все это было в начале моего обучения.
Положительный сдвиг произошел после того, как я стал практиковать тренировку мозга по идеомоторному методу.

Впервые о методе идеомоторной тренировки я услышал еще в период службы в органах. Знакомый прыгун в воду как-то рассказал, что прежде, чем сигануть с трамплина вышки, он тщательно отрабатывает последовательность акробатических движений в своем представлении. Я использовал идеомоторный метод для освоение стрельбы по-македонски и результаты оказались очень хорошими. В интернете вы найдете много публикаций на эту тему, например, здесь.

Усевшись на стул в позе велосипедиста (руки опираются на стол, ноги слегка касаются пола), я закрываю глаза, расслабляюсь и представляю образ плавного и равномерного приложения сил на всем круге движения педалей. Спокойно покрутив так педали пару минут под аккомпанемент подергивающихся мышц (это и есть идеомоторика), я начинаю гонять этот образ в разной по вязкости среде ("сметана", "вода", "вакуум", обычный воздух). Вот, собственно, и всё.
Главное - сконцентрироваться, не отвлекаться и внимательно отслеживать "траекторию". Делайте упражнение столько времени, сколько сможете. Если формирование образа сразу на обе педали затруднительно, то нарабатывайте навык по очереди.

При езде по дороге такой образ в голове удержать сложно и я подключаю "проговаривание". Направив внимание, например, на правую ногу, прямо вслух я командую: "кручу круг, круглый круг, идеальный круг, круг, круг…" Вроде бы глуповато, но тоже здорово помогает.

Если же дорога достаточно широкая и без машин, то я на несколько секунд закрываю глаза и, продолжая крутить педали, мысленно тестирую геометрию силовой траектории. И даже играю с ней: вытягиваю в вертикальный или горизонтальный овал, возвращаю в окружность. Одновременно прислушиваюсь, как при этом изменяется работа мышц ног, анализирую положение стопы (на каких участках она горизонтальна, где опускается пятка, а где - носок).
Такое я проделываю не только на ровном месте, но и при заезде в гору (оказалось, что круговому педалированию это вполне под силу). А на спусках прокручиваю педали назад, также мысленно добиваясь идеально круглой силовой траектории.

Я также добиваюсь ощущения отсутствия давления на педали. Например, представляю, что на носке велотуфли сидит бабочка, которая не может взлететь, потому ей не от чего оттолкнуться.

И прислушиваюсь к шороху шин: однотонный звук означает ровное педалирование.

Реальный результат моего обучения - ощущение гармонии движений, отражающей синхронность последовательного включения-выключения многочисленных мышц тела, участвующих в передаче усилия на педаль.
В подобного рода тренировках мне нравится, что не требуется думать о том, как работают мышцы и по каким законам - ведь все происходит само собой в соотвествии с наработанной программой, внедренной мной в подсознание.

Характерно, что каждое вмешательство кинезиолога тут же отражается на образе траектории силового педалирования: она становится плавнее и все более ужимается в вертикальную плоскость.

Примечания.
1. Круговое педалирование в чистом виде возможно только с помощью контактных педалей. На топталках и даже в туклепсах это всегда будет похоже на ходьбу с соответствующим ей более низким КПД.

2. Я обнаружил, что круговое педалирование у меня хорошо получается только в определенном диапазоне частоты вращения педалей. Например, если крутить педали под нагрузкой и медленно, то, хочешь не хочешь, а приходится давить. Аналогично и при частоте "забалтывания": мои ноги периодически "проваливаются".
Стабильно качественный силовой круг отрабатывается в режиме 60-90 оборотов в минуту. Интересно, что именно такой каденс чаще всего рекомендуют и пособия по туристическому велосипедизму. Почему?
Возможно потому, что частоту педалирования определяет ритм ходьбы. Например, мне привычна частота полного шага 64-70 в минуту. Любители бегут с частотой 75-85, спортсмены-легкоатлеты - 90.
А что же в велосипедном спорте? Известно, что шоссейники длинные дистанции "бегут" с каденсом порядка 100 (велосипед экономичнее в плане затрат энергии).
Если вы захотите увеличить частоту педалирования, то советую скачать на телефон программу типа "метроном".

3. Скорость ходьбы определяется не только частотой шага, но и его длиной. Вероятно, также дело должно обстоять и при езде на велосипеде. Но что считать велосипедным шагом? В книге В.П. Любовицкого (стр.191) предлагается приравнять один цикл педалирования к длине четырех шатунов. Почему - автор не объясняет. Но я и сам догадался. Длина обычного ходового полушага - это проекция на плоскость дороги траектории, которую описывает стопа. Если рассуждать по аналогии, то проекция на горизонтальную плоскость верхней полуокружности движения стоящей на педали стопы - это длина двух шатунов. А теперь добавьте сюда еще проекцию нижней полуокружности, т.к. велосипедный шаг - это все таки полный круг. Вот и получается, что велосипедный шаг - это четыре длины шатуна.
На всякий случай я решил это умозаключение проверить. Средняя длина моего ходового полушага составляет 696 мм. Делим на 4 и получаем 173,5 мм. А ведь я и раньше интуитивно чувствовал, что шатуны длиной 175 мм мне великоваты и потому заменил их на 170 мм. После чего движение педалей стало намного "круглее", а езда - комфортнее.

Ехать на коротких шатунах и при этом чаще крутить педали оказалось также и энергетически выгоднее - точно также, как бежать более коротким шагом, но чаще перебирая ногами. Эффективность замены толчково-прыгающего бега на подобие катящегося доказана на практике.

Однако не все так однозначно. Шаг женщин в среднем на 12% короче, чем у мужчин - из-за разницы в длине ног. Возможно поэтому марафон женщины бегут медленнее на 15%, а в велосипедных гонках их результаты ниже на 8%. И это при том, что частота женских шагов больше. Правда не намного, всего на 3-4%. Так что длина шатуна для скорости значение тоже имеет.

4. Третья составляющая скорости - это сила, прикладываемая к педали велосипеда. Она раскладывается на две составляющие: перпендикулярную к педали и касательную, которая как раз и продвигает велосипед вперед, преодолевая трение качения и воздушное сопротивление. На схеме ниже касательные силы показаны красным. Очевидно, что только контактные педали способны создавать достаточный уровень касательных сил на всем цикле педалирования.
Изображение


Схема наглядная, только вот усилие на педаль в разных точках круга прилагается неодинаковое. Значит, силовой круг в моем воображении должен быть похож не на окружность, а на уродливую кривую? Что-то здесь не так. Неужели невозможно добиться равномерного прикладывания сил по всему кругу? Понятно, что на это влияет собственный вес ноги, но зато и инерция тоже получается значительная. Мой опыт говорит о том, что равномерное по силе круговое педалирование возможно, если удастся обучить мозг гармоничному сочетанию фаз работы мышц, что как раз под силу идеомоторной тренировке.
Изображение
Объективный анализ может дать тестирование распределения мощности на траектории педалирования. Но пока мне это недоступно.

5. Поскольку в педалировании участвуют не только мышцы ног, но и все тело, то представления и проговаривания советую дополнять следующими формулировками:
- вес тела на седле,
- пресс напряжен, спина выгнута,
- плечи, локти и пальцы рук расслаблены,
- лицо расслаблено,
- сила передается по всей передней площади стопы.


6. Объективный критерий правильности кругового педалирования - это отсутствие раскачивания корпуса, напряжения и толчковых усилий в пальцах рук.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 22 10 2017, 11:36 
Не в сети
Знаток
Знаток
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.11
Сообщения: 256
Цитата:
Положительный сдвиг произошел после того, как я стал практиковать тренировку мозга по идеомоторному методу.

Да, это может быть метод. Техника кругового педалирования ставится с детства. В более позднем возрасте шансов практически нет. Техничных, в этом отношении, гонщиков очень немного даже среди топов. Когда стало возможным замерить усилия при педалировании, оказалось, что даже среди гонщиков высокого класса на некоторых участках одна нога "обгоняет" другую: т.е. нажимается быстрее, чем поднимается другая или наоборот.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 22 10 2017, 12:36 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Fitter-C писал(а):
Техника кругового педалирования ставится с детства. В более позднем возрасте шансов практически нет.
Мой опыт это опровергает.
Есть еще более прогрессивный метод, когда старый шаблон движений в головном мозге полностью стирается. Я это тоже практиковал, но позже - при "полировке" круга. Дело это очень тонкое и рискованное, потому что потом правильному педалированию приходится обучаться заново. Но процесс идет уже намного быстрее.

Почему идеомоторные методы столь эффективны? Да потому, что всякое движение координируется исключительно нервной системой. Нужно всего лишь научиться закладывать в мозжечок нужный паттерн - повторяющийся шаблон чувственного схемо-образа. Паттерн ходьбы действительно создается в самом раннем детстве, причем на основе бессознательных рефлеков. Но многие другие паттерны: вождение автомобиля, катание на горных лыжах, бальные танцы и т.п., люди зачастую осваивают только во взрослой жизни. И добиваются успеха.

Я не думаю, что паттерн кругового педалирования создать сложнее, чем паттерн танцора-чечеточника. Ведь в обоих случаях используются те же мышцы и их взаимодействия, что и при ходьбе.
Изображение
Американец Дэвид Минан в 1997 году прошел около 45,5 км, танцуя чечетку в течение семи часов.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 31 10 2017, 20:35 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Кинематическая цепь системы велосипедист-велосипед многоступенчата. Она состоит из трех больших групп.

Динамические рычаги велосипедиста (работают в парах):
1.1) кисть-локоть,
1.2) локоть-плечо,
1.3) плечо-тазобедренный сустав.
Эти рычаги включаются при педалировании стоя или на подъеме в гору;

1.4) тазобедренный сустав-колено;
1.5) колено-лодыжка;
1.6) лодыжка - основание большого пальца стопы;
Изображение

Статические рычаги велосипедиста:
2.1) голова-шея,
2.2) шея-спина-крестец/седалищные бугры.
Изображение

Далее усилие передается на четыре велосипедных рычага:
3.1) шатун,
3.2) передняя звездочка системы,
3.3) задняя звездочка кассеты,
3.4) заднее колесо. Именно оно, в конце-концов, и взаимодействует с покрытием дороги, отталкиваясь от него силой трения.
Изображение
Эта группа рычагов освещаться в данной теме не будет, т.к. имеет отношение не к биомеханике, а к обычной механике.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 02 11 2017, 01:27 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Следующий пост я хотел написать о правильной работе коленей, но посчитал, что полезнее будет рассказать о роли мышц кора. О их роли я задумался, когда стал практиковать постоянное напряжение мышц живота при отработке кругового педалирования. Но оказалось, что именно в этих мышцах зарождаются также и движения ног, от них зависит осанка велосипедиста и появление болей в пояснице и коленях.
Изображение

Мышцы кора - это комплекс глубоких мышц-стабилизаторов, расположенных в области биомеханического центра тела, который у мужчин находится в области таза, а у женщин - в районе лобковых костей. На английском сore означает ядро, каркас, в восточных единоборствах - хара или нижний дань-тянь.

Мышцы кора активно участвуют в поддержании тела в равновесии стоя и сидя, а также при ходьбе, беге, плавании, езде на велосипеде и его перетаскивании через коряги, в горах и на железнодорожных вокзалах.
Изображение

Как видим, это не только брюшной пресс, но и мышцы нижней части спины, о которых часто забывают. А вот они-то как раз и являются источником проблем.
Изображение

Мышцы кора спереди.
Изображение

При езде на велосипеде в педалировании активно участвуют прямая мышца живота, мышцы задней части спины и ягодицы. Они приходят в действие, когда бедро поднимается вверх или увеличивается темп педалирования. Чем сильнее и стабильнее эти мышцы, тем больше мощность и выше скорость.

Крепкий корпус повышает выносливость, позволяет более плотно (не раскачиваясь) сидеть на велосипеде и эффективно входить в повороты.

Кора обеспечивает гармоничность взаимодействия между верхними и нижними конечностями: расслабленными руками и постоянно работающими ногами.
Изображение

Мышцы кора необходимо тренировать специально, т.к. при сидячем образе жизни они атрофируются. Интернет предлагает широкий выбор подобных упражнений. Например: "планка" (в разных вариантах), "мост", "дворники", медленные отжимания от пола, широкие выпады, неполный подъем туловища из положения лежа на спине, прогибание спины в положении лежа на животе и другие.
Изображение

Но мне больше нравятся динамические махи ногами из полуприседа, крокодил и жонглирование сэндбеком.

Есть также универсальное упражнение для всех ягодичных мышц, рекомендованное кинезиологами. Его можно делать где угодно, хоть во дворе магазина, пока жена закупает продукты.

Однако консультирующий меня кинезиолог рекомендует особо не мудрить, а имитировать сидение на велосипеде ходьбой на... ягодицах. Я попробовал - по ощущениям похоже.

Примечание.
Страницей раньше я рассуждал о том, как эволюционированило движение в ходе освоения пространства живыми тварями. Один из таких древних этапов - линейное движение. Я думаю, что мышцы кора - это потомки тех мышц, которые достались человеку от времени, когда наши предки еще и не помышляли о выходе на сушу, а их плавники не трасформировались в лапы (лопастеперые рыбы жили 70 млн лет назад). Если бы это было не так, то никто из нас не смог бы и 10 сантиметров проползти по полу без участия рук и ног. Но это не только возможно, но и рекомендовано специалистами для тренировки мелких мышц, окружаюших спинные позвонки.

В человеческом теле есть и т.н. рудименты, которые вроде бы не нужны. Например, ушные мышцы, аппендикс или кобчик. Американцы одно время так и считали и потому аппендикс у детей профилактически удаляли. Однако позже выяснилось, в этом отростке слепой кишки вырабатываются лактобактерии, которые позволяют поддерживать иммунитет в норме.
Аналогично и с копчиком. Для кого-то это никчемный остаток хвоста, а для кинезиологов - важная противоположность макушки. На своем опыте я не раз убеждался, что смещение или травма копчика всегда приводят к серьезным осложнениям.
Изображение

Допускаю, что в ходе эволюции некоторые мышцы трасформируются, приспосабливаясь работать в новых условия. Например, так произошло с длинными мышцами спины из-за прямохождения. У четвероногого животного они лишь выпрямляли позвоночник, а у человека стали еще и поддерживать костяк в вертикальном положении.

Мышцы кора ранее передвигали рыбу. Но с выходом ее на сушу они никуда не делись и не отмерли, а продолжали активно участвовать в движении, хотя и по более сложной схеме. Ведь всякое новое основывается на уже существующем.

У людей мышцы кора активно проявляют себя при удержании тела в вертикальном положении при ходьбе по качающейся палубе, у стариков и у пьяных (поскольку управление этими мышцами осуществляется из самых архаичных глубин мозга, то и алкоголь добирается до них в самую последнюю очередь).
Изображение
Мышцы кора, как и сотни миллионов лет назад, лежат в основе каждого движения нашего тела.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 06 11 2017, 16:49 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Fitter-C писал(а):
велосипед позволяет практически всю мускульную силу преобразовывать в поступательное движение, в отличии от четверти при ходьбе.
Вот, вычитал: "По затратам энергии велосипед может быть в 5 раз эффективнее ходьбы".
Изображение

В 1973 г. американскими учеными было доказано, что пешеход потребляет около 0,75 кал/г/км, а велосипедист - 0,15 кал/г/км. Это 5-кратное увеличение эффективности сопровождается 3-4-кратным увеличением скорости.

И это при том, что только 1 калория из 4-5 превращается велосипедистом в движение, а остальные - это выделяемое тепло. Вот и потеем.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 06 11 2017, 19:07 
Не в сети
Знаток
Знаток
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.11
Сообщения: 256
Цитата:
И это при том, что только 1 калория из 4-5 превращается велосипедистом в движение, а остальные - это выделяемое тепло.
Аналогично и для ходьбы, так же как и ползком и на четвереньках. Разница в этой калории, которая на велосипеде почти вся уходит на поступательное движение, в отличие от других способов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 08 11 2017, 12:20 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Ученые Национального университета Тайваня выяснили: как влияет положение седла на мощность и эффективность педалирования.
Исследования проводились в девяти положениях седла:
а) по вертикали на высотах 90%, 95%, 100% длины ноги (от пола до внешнего вертела бедренной кости);
б) по горизонтали: стандартное положение (середина седла над верхней частью подседельного штыря), сдвиг 5 см вперед и сдвиг 5 см назад.
В эксперименте участвовали 11 студентов колледжа в возрасте 25,3 ± 1,3 года, рост 174,5 ± 6,1 см; вес 70,8 ± 6,2 кг.

Оказалось, что максимальная мощность развивается велосипедистом при высоком и переднем положении седла.
Эффективным педалирование становится при низком и переднем положении седла.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 08 11 2017, 20:21 
Не в сети
Знаток
Знаток
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.11
Сообщения: 256
Цитата:
по вертикали на высотах 90%, 95%, 100% длины ноги
Не понял нифига. Шняга какая-то. Вообще от пола высоту седла не измеряют, только приблизительно (шатуны ещё есть). Если взять длину ноги 860мм, то разброс в 10% -86 мм сразу выносит одно положение (нижнее) в нерабочую зону, где педалировать продолжительно просто невозможно. Т.е. шаг как минимум вдвое надо было уменьшить. А то что мощность и эффективность в переднем положении выше видно и по гонщикам съезжающим на кончик седла, когда упираются: инстинктивно получается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 09 11 2017, 19:52 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Возможна ли оптимальная частота педалирования? Если да, то от чего она зависит? Есть ли этому какое-либо естественное объяснение или эта величина произвольна, задаваемая исключительно волей велосипедиста?

Ранее я сделал предположение, что частота вращения педалей автоматически задается частотой шага при ходьбе. И вот почему.

Однажды я наблюдал отвес, мерно раскачивающийся на вешалке после очередного эксперимента. И меня осенило: нога-то при ходьбе, будучи подвешенной на вертеле тазобедренного сустава, тоже выполняет подобные колебательные движения.
Изображение
Воспользовавшись формулой расчета частоты колебаний математического маятника Изображение, я измерил длину ноги от пола до тазобедренного сустава и получил 64 полушага в минуту. Удивительно, но именно с такой частотой я и хожу по городу, если не торопиться. Вероятно, это оптимальная частота шага, позволяющая передвигаться с минимально возможным усилием - необходимым, чтобы а) компенсировать затухание колебаний внутри мышц самой ноги и сил трения о дорогу и б) поддерживать резонанс естественных колебаний.
Частота шага вполне может генерировать стереотип частоты вращения педалей, т.к. это головному мозгу привычнее.

Примечание.
На самом деле все должно быть несколько сложнее, т.к. нога - это маятник не с одной, а с тремя точками подвеса: вторая находится в коленном суставе, а третья - в голеностопе. Наверное, и они тоже должны как-то влиять на частоту шага. Или не влиять. Потому что при ходьбе ритм голени и стопы тот же, что и у бедра.


Можно ли передвигаться с частотой шага большей? Конечно. Именно так и происходит во время бега.

А при педалировании? Стопы совершают круговые движения. Является ли это движение маятником? В положении сидя в седле и с опорой на руль значение силы гравитации для стоп намного меньше, сами стопы закреплены к педалям и потому свободно качающегося маятника - такого, как при ходьбе, мы не наблюдаем. С другой стороны, нога движется еще и вверх-вниз. Может это аналог пружинного маятника? Вниз нога падает под действием силы тяжести, в вот вверх сама не возвращается - тянуть нужно. То есть опять-таки никакого свободного колебания не возникает. А ведь это обязательное условие для маятников. Поскольку круговое движение стоп при педалировании не маятниковое, то и резонанс частоты приложенной силы с частотой вращения педалей невозможен. А потому не может быть и оптимальной частоты вращения педалей.
Так что с какой частотой хотите крутить, с такой и крутите - насколько вам позволяет уровень тренированности и физиология.

Кстати, о физиологии. Это индивидуально работоспособные углы сгибания стопы и колена, а также скорость сокращения мышечных волокон. Например, исследованиями установлено, что у медленных (аэробных) волокон она максимальна при 72 оборотах в минуту, а у быстрых (бескислородных) - при 84. Но это у обычных людей. Поскольку спортсмены крутят педали намного чаще, то, вероятно, этот порог за счет тренировок может корректироваться также, как и частота сердечных сокращений.

Не могу не рассказать о еще одном предположении. Ритм 90 и 102 удара в минуту соответствует особым адаптационным (к нагрузкам) состояниям организма, названным их первооткрывателем Л.Х.Гаркави "спокойной активацией" и "повышенной активацией" (об этом подробнее я напишу позже). Характерно, что именно в таком темпе мускульных вибраций выполняются комплексы восточных единоборств "ката". А музыка в ритме 90 уд./мин. используется в фитнес–программах и рекомендуется для тренировок на велосипеде. Тоже, наверное, не случайно.

Подобрать музыку для тренировок можно на веб-версии Jog.fm - это огромный каталог музыки различных стилей, которую можно сортировать по частоте педалирования: требуется всего лишь забить нужную цифру. Но скачать плейлист на Jog.fm, к сожалению, не получится.
Можно также воспользоваться музыкальным он-лайн метрономом.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 09 11 2017, 20:04 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04.09.05
Сообщения: 1854
Откуда: не спрашивайте
" В одной древней истории говорится, что однажды муравей спросил у сороконожки (знаете, это такое насекомое, которое передвигается, шевеля так хорошо и элегантно всеми своими ножками одновременно), не может ли она сказать ему, как это ей удается так хорошо ходить всеми ногами одновременно, и объяснить, как ей удается контролировать их все сразу?
Сороконожка задумалась об этом – и ей больше не удалось двинуться с места."

_________________
Самое длинное и увлекательное путешествие начинается со слов "Я знаю короткую дорогу!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 09 11 2017, 22:38 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Ранее я писал, что большинство из нас правши. Предвижу возражения, ведь левши тоже есть. Согласен. Под понятием правша я понимаю не врожденное качество, а пробретенную патологию (следствие технократической цивилизации), которая выражается в доминировании левого (логического) полушария и угнетении правой (эмоциональной) части головного мозга.

В велосипедном спорте эта асимметрия выражается в том, что левая и правая нога крутят с разной силой, отличающейся от 3 до 10% у профессионалов и на 5-25% у любителей. Подробности здесь.

Потому мы и сидим на седле криво, а одна нога кажется короче другой.
Изображение

Можно с этим смириться, а можно попытаться ситуацию исправить. Однако нужно понимать, что задача состоит не в том, чтобы уменьшить активность логического полушария, а в том, чтобы повысить до такого же уровня активность эмоционального полушария. Способов много. Но самый простой - это мычать, мурлыкать или импровизировать без слов незнакомый мотив. Вы сами удивитесь, что посадка на велосипеде будет выправляться и ехать станет комфортнее.

Не верите? А вы попробуйте и очень скоро сами убедитесь, что навязчивый внутренний диалог исчезнет. Именно этот эффект и лежит в практике распевания буддийских мантр. Для активизации эмоционального полушариия нужны низкотоновые звуковые вибрации, а для активизации логического - счёт (но не привычный, а в обратном порядке - например, от 20 через 3).
Проверить это поможет тест с вращающейся девушкой: когда она крутится по часовой стрелке, то работает логика, когда против - то интуиция. Получится не сразу - бывает, что тест срабатывает только через полминуты.
Изображение

Второй не менее эффективный способ - чисто механический: поручите левой руке чистку зубов, завязывание шнурков, управление вилкой/ложкой и мышкой компьютера. Можно также попробовать писать двумя руками одновременно..

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Велосипедная биомеханика
СообщениеДобавлено: 10 11 2017, 13:56 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Биомеханика женского велосипеда
Первопроходец писал(а):
Шаг женщин в среднем на 12% короче, чем у мужчин - из-за разницы в длине ног. Возможно поэтому марафон женщины бегут медленнее на 15%, а в велосипедных гонках их результаты ниже на 8%. И это при том, что частота женских шагов больше. Правда не намного, всего на 3-4%.
Женщины, усредненно, на 15% легче и на 8% ниже мужчин. Причина в том, что женский скелет развивается раньше и к 18 годам его формирование полностью заканчивается. А мужчина растет еще в течение трех лет и потому его скелет длиннее, а кости - толще.
Изображение ..................Изображение

Женщины имеют иные пропорции тела. Например, их торс и бедра относительно короче.
Изображение

Обычно форма тела мужчины - перевернутый треугольник. А женские формы часто сравнивают с гитарой или песочными часами.
Изображение
Понятно, что и центр тяжести женского тела располагается существенно ниже.

Так что гендерно-ориентированные модели велосипедов - это не уловки маркетинга. Женская велосипедная рама короче и имеет особые пропорции.
Изображение

Поскольку женские плечи уже мужских, то и руль девушкам нужен более узкий. Тормозные рычаги настраиваются ближе к грипсам.

Мужчина не рожает, из-за чего кости его таза уже, а лобковое сочленение (симфиз) расположено выше. Соответственно, женское седло должно быть более широким и коротким, а посадка - высокой (для предотвращения давления на кровеносные сосуды промежности и мягкие ткани наружных половых органов).
Изображение

Примечания.
1. Женская велосипедная одежда также отличается от мужской. Это касается как верха, так и низа, а также перчаток и обуви (задняя часть стопы девушки существенно уже, чем передняя). Стиль унисекс подходит далеко не всем.

2. Иллюстрации взяты из:

Изображение Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 281 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: