Я считаю себя убежденным сторонником
кругового педалирования. Что это такое? Раньше я думал, что термин означает "крутить по кругу". Хотя по другому педалировать мы и не можем, будучи ограничены фиксированным положением педали.
Теперь, когда этот метод мною уже освоен, для меня он означает равномерно-ОДИНАКОВОЕ приложение вращательного усилия к оси педали по ВСЕЙ трактории ее движения. Как выяснилось, спортсмены так педали обычно не крутят. Ну разве что марафонцы, да и то, вероятно, лишь в каком-то приближении. А в других велосипедных дисциплинах это, наверное, вообще проблематично из-за особенностей условий гонок.
На фото внизу показано, как прилагают усилия на педаль шоссейники (слева) и маунтинбайкеры (справа). Фил Берт считает это статистическим идеалом.
Правильному круговому педалированию мне пришлось учиться самостоятельно по одному из редких сейчас учебников, написанному тренером еще советской школы. Но получалось не очень, потому что непрерывный цикл делился на 4 отдельные части, в каждой из которых нужно было задействовать определенные группы мышц: вперед-вниз давить бицепсом ноги, в нижней мертвой точке протягивать педаль икроножной мышцей (при этом пальцы ног сгибаются и как бы скребут подошву ботинка), затем вверх подтягивать педаль квадрицепсом и в верхней мертвой точке проталкивать ее передней берцовой мышцей. Согласитесь, что такая дискретность имеет мало общего с непрерывным педалированием. Потому что, на самом деле, мышцы не включаются поочередно, что подтверждает схема, составленная по данным регистрации электрической активности мышц. Я уже
приводил ее ранее.
.
Не особо помогало и педалирование одной ногой: педаль шла с провалами.
Проведенное с участием кинезиолога исследование показало, что с мышцами все выглядит еще сложнее. Например, когда велосипедист давит на педаль, то включает не весь бицепс ноги, а только его верхнюю часть и квадрицепс под коленной чашечкой. А когда тянет ногу вверх, то задействует верхнюю часть квадрицепса и основание бицепса в области под коленом.
Аналогично происходит и с мышцами голени: включается часть мышцы-агониста и противоположная ей по расположению часть мышцы-антагониста. То есть мышцы работают не бессвязно - каждая за себя, а составляют довольно длинные мышечные цепи, управляемые головным мозгом.Но все это было в начале моего обучения.
Положительный сдвиг произошел после того, как я стал практиковать
тренировку мозга по идеомоторному методу.
Впервые о
методе идеомоторной тренировки я услышал еще в период службы в органах. Знакомый прыгун в воду как-то рассказал, что прежде, чем сигануть с трамплина вышки, он тщательно отрабатывает последовательность акробатических движений в своем представлении. Я использовал идеомоторный метод для освоение стрельбы по-македонски и результаты оказались очень хорошими. В интернете вы найдете много публикаций на эту тему, например,
здесь.
Усевшись на стул в позе велосипедиста (руки опираются на стол, ноги слегка касаются пола), я закрываю глаза, расслабляюсь и
представляю образ плавного и равномерного приложения сил на всем круге движения педалей. Спокойно покрутив так педали пару минут под аккомпанемент подергивающихся мышц (это и есть идеомоторика), я начинаю гонять этот образ в разной по вязкости среде ("сметана", "вода", "вакуум", обычный воздух). Вот, собственно, и всё.
Главное - сконцентрироваться, не отвлекаться и внимательно отслеживать "траекторию". Делайте упражнение столько времени, сколько сможете. Если формирование образа сразу на обе педали затруднительно, то нарабатывайте навык по очереди.
При езде по дороге такой образ в голове удержать сложно и я подключаю "
проговаривание". Направив внимание, например, на правую ногу, прямо вслух я командую: "
кручу круг, круглый круг, идеальный круг, круг, круг…" Вроде бы глуповато, но тоже здорово помогает.
Если же дорога достаточно широкая и без машин, то я на несколько секунд закрываю глаза и, продолжая крутить педали,
мысленно тестирую геометрию силовой траектории. И даже играю с ней: вытягиваю в вертикальный или горизонтальный овал, возвращаю в окружность. Одновременно прислушиваюсь, как при этом изменяется работа мышц ног, анализирую положение стопы (на каких участках она горизонтальна, где опускается пятка, а где - носок).
Такое я проделываю не только на ровном месте, но и при заезде в гору (оказалось, что круговому педалированию это вполне под силу). А на спусках прокручиваю педали назад, также мысленно добиваясь идеально круглой силовой траектории.
Я также добиваюсь
ощущения отсутствия давления на педали. Например, представляю, что на носке велотуфли сидит бабочка, которая не может взлететь, потому ей не от чего оттолкнуться.
И
прислушиваюсь к шороху шин: однотонный звук означает ровное педалирование.
Реальный результат моего обучения -
ощущение гармонии движений, отражающей синхронность последовательного включения-выключения многочисленных мышц тела, участвующих в передаче усилия на педаль.
В подобного рода тренировках мне нравится, что не требуется думать о том,
как работают мышцы и по каким законам - ведь все происходит само собой в соотвествии с наработанной программой, внедренной мной в подсознание.
Характерно, что каждое вмешательство кинезиолога тут же отражается на образе траектории силового педалирования: она становится плавнее и все более ужимается в вертикальную плоскость.
Примечания.
1. Круговое педалирование в чистом виде возможно только с помощью контактных педалей. На топталках и даже в туклепсах это всегда будет похоже на ходьбу с соответствующим ей более низким КПД.
2. Я обнаружил, что круговое педалирование у меня хорошо получается только в определенном диапазоне частоты вращения педалей. Например, если крутить педали под нагрузкой и медленно, то, хочешь не хочешь, а приходится давить. Аналогично и при частоте "забалтывания": мои ноги периодически "проваливаются".
Стабильно качественный силовой круг отрабатывается в режиме 60-90 оборотов в минуту. Интересно, что именно такой каденс чаще всего рекомендуют и пособия по туристическому велосипедизму. Почему?
Возможно потому, что частоту педалирования определяет ритм ходьбы. Например, мне привычна частота полного шага 64-70 в минуту. Любители бегут с частотой 75-85, спортсмены-легкоатлеты - 90.
А что же в велосипедном спорте? Известно, что шоссейники длинные дистанции "бегут" с каденсом порядка 100 (велосипед экономичнее в плане затрат энергии).
Если вы захотите увеличить частоту педалирования, то советую скачать на телефон программу типа "метроном".
3. Скорость ходьбы определяется не только частотой шага, но и его длиной. Вероятно, также дело должно обстоять и при езде на велосипеде. Но что считать велосипедным шагом? В книге В.П. Любовицкого (стр.191) предлагается приравнять один цикл педалирования к длине четырех шатунов. Почему - автор не объясняет. Но я и сам догадался. Длина обычного ходового полушага - это проекция на плоскость дороги траектории, которую описывает стопа. Если рассуждать по аналогии, то проекция на горизонтальную плоскость верхней полуокружности движения стоящей на педали стопы - это длина двух шатунов. А теперь добавьте сюда еще проекцию нижней полуокружности, т.к. велосипедный шаг - это все таки полный круг. Вот и получается, что велосипедный шаг - это четыре длины шатуна.
На всякий случай я решил это умозаключение проверить. Средняя длина моего ходового полушага составляет 696 мм. Делим на 4 и получаем 173,5 мм. А ведь я и раньше интуитивно чувствовал, что шатуны длиной 175 мм мне великоваты и потому заменил их на 170 мм. После чего движение педалей стало намного "круглее", а езда - комфортнее.
Ехать на коротких шатунах и при этом чаще крутить педали оказалось также и энергетически выгоднее - точно также, как бежать более коротким шагом, но чаще перебирая ногами. Эффективность замены толчково-прыгающего бега на подобие катящегося доказана на практике.
Однако не все так однозначно. Шаг женщин в среднем на 12% короче, чем у мужчин - из-за разницы в длине ног. Возможно поэтому марафон женщины бегут медленнее на 15%, а в велосипедных гонках их результаты ниже на 8%. И это при том, что частота женских шагов больше. Правда не намного, всего на 3-4%. Так что длина шатуна для скорости значение тоже имеет.
4. Третья составляющая скорости - это сила, прикладываемая к педали велосипеда. Она раскладывается на две составляющие: перпендикулярную к педали и касательную, которая как раз и продвигает велосипед вперед, преодолевая трение качения и воздушное сопротивление. На схеме ниже касательные силы показаны красным. Очевидно, что только контактные педали способны создавать достаточный уровень касательных сил на всем цикле педалирования.
Схема наглядная, только вот усилие на педаль в разных точках круга прилагается неодинаковое. Значит, силовой круг в моем воображении должен быть похож не на окружность, а на уродливую кривую? Что-то здесь не так. Неужели невозможно добиться равномерного прикладывания сил по всему кругу? Понятно, что на это влияет собственный вес ноги, но зато и инерция тоже получается значительная. Мой опыт говорит о том, что равномерное по силе круговое педалирование возможно, если удастся обучить мозг гармоничному сочетанию фаз работы мышц, что как раз под силу идеомоторной тренировке.
Объективный анализ может дать тестирование распределения мощности на траектории педалирования. Но пока мне это недоступно.
5. Поскольку в педалировании участвуют не только мышцы ног, но и все тело, то представления и проговаривания советую дополнять следующими формулировками:
- вес тела на седле,
- пресс напряжен, спина выгнута,
- плечи, локти и пальцы рук расслаблены,
- лицо расслаблено,
- сила передается по всей передней площади стопы.
6. Объективный критерий правильности кругового педалирования - это отсутствие раскачивания корпуса, напряжения и толчковых усилий в пальцах рук.