Посмотрел видео встречи с Евгением Халиловым (см. мой пост выше), в котором он рассказывает о физиологии посадки на МТБ.
Много трепа (ранее Евгений работал психологом), но кое-что полезное выхватить все же удалось.
Например,
главное в посадке - это положение стоп ("фундамент" педалирования), наличие жесткой подошвы (карбоновые вставки) и контактов (никаких "топталок").
На что я еще обратил внимание:
- пропорции тела индивидуальны. Длинное туловище предполагает сдвиг седла назад;
- части тела конкретного человека могут отличаться друг от друга: если встать на кушетке на колени таким образом, чтобы стопы свисали, то будет заметно, что своды левой и правой стоп неодинаковы. Компенсация этого достигается стельками;
- при ходьбе мы используем внешнюю часть стопы, а при педалировании - внутреннюю. Это также учитывается специальными стельками;
- при нажатии на педаль происходит сокращение стопы - всего на несколько миллиметров (Евгений называет его "хлопок" или "коллапс" стопы), что влияет на положение колена. Последнее в идеале должно работать как вертикальный поршень: вверх-вниз, а не влево-вправо или описывать какие-либо сложные траектории. Это достигается правильным подбором стелек (они д.б. жесткими и индивидуально соответствовать конкретной стопе), правильным расположением шипов, правильной настройкой внутренностей велотуфель;
- важно правильно подобрать седло по ширине: обе седалищные кости таза должны на него опираться, что разгрузит шейные позвонки. Мысок седла не должен давить на лобковую кость. По высоте седло выставляется с учетом длины бедра и степени растяжки мышц ног, ягодиц и спины. Более высокая посадка позволяет легче крутить на тяжелых передачах;
- размер руля обычно выбирается по ширине плеч (меряется по центру грипс). Узкий руль ухудшает дыхание и поступление кислорода в кровь, из-за чего ноги "закисляются". Широкий руль позволяет лучше заезжать в гору;
- отечность кистей рук регулируется подбором угла наклона руля;
- более низкое положение выноса и бОльшая его длина облегчают заезд в гору, но это возможно лишь при хорошей растяжке мышц спины;
- обязательно учитываются травмы;
- корректировку посадки желательно делать хотя бы раз в полгода - буквально на миллиметры, т.к. меняется эластичность мышц и в них могут возникнуть спазмы, стельки уплощаются, возникают деформации в тазовых костях и позвоночнике;
- после изменения посадки нужно покататься хотя бы раз 8-10, чтобы определиться с правильностью корректировки;
- эксперименты с посадкой делаются в межсезонье, когда байкер не катается и его тело как бы забывает свое старое состояние.
P.S. Кому интересно, связаться с Е.Халиловым можно, с его слов, в любых соцсетях, по тел. +79164396770 или электронной почте
info.veloreality@jmail.com (я не проверял).