Навеяло происшествием с КП
http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,47270/start,0/.
Велосипедистов на дороге сбивают, на мой взгляд, из-за их неправильного поведения. Например, потому что они жмумся к обочине. Байкеру субъективно кажется, что так ехать безопаснее. Однако это провоцирует водителя не замечать велосипедиста, не рассматривать его как препятствие и не снижать скорость, пролетая мимо в опасной близости.
Этому есть и физиологическое объяснение. У водителя-мужчины преобладает тоннельное зрение (атавизм древнего охотника) и он видит перед собой только узкую проезжую часть, значительно хуже - правую обочину и совсем не видит левую обочину. Это означает, что
велосипедист, едущий по краю дороги, для водителя как бы не существует.
Если же ехать по части дороги (примерно метр от обочины), то водитель не только видит велосипедиста, но еще и вынужден его объезжать. В противном случае у водителя возникает соблазн втиснуться в пространство между встречной машиной и байкером. Понятно, что расстояние при этом до велосипедиста остается в сантиметрах.
Нужно также учитывать, что водитель машины неосознанно ленив и расслаблен: сидит полулежа, курит, болтает по телефону. Шевельнуть рулем он еще может, а вот напрячься и нажать на тормоз - это сложнее. Поэтому ему проще втиснуться между велосипедистом и встречкой.
Поскольку я сам водитель, то могу сказать, что воспринимаю велосипедиста на дороге как нечто не прогнозируемое (постоянно виляет) и потому стараюсь объехать его по большой дуге, перестраиваясь в левый ряд. Также поступают и другие водители.
Когда велосипедист едет по дороге в метре от обочины, то машины обогнать его не могут, они притормаживают и терпеливо ждут, когда освободится встречная полоса для маневра. Мне, например, еще ни разу никто не посигналил, чтобы уступил дорогу. Иногда, оглянувшись, я сам уступаю полосу, потому что скапливается несколько машин. Полагаю, что водители привыкли стоять на светофорах и пауза до минуты их не раздражает.
Поначалу у велосипедиста от такой манеры езды возникает мандраж, но результаты оправдывают и ездить в метре от обочины вскоре становится привычкой. Особенно в городе. Главное, ехать уверенно.
Чтобы стать заметнее, даже днем я всегда включаю супер яркие мигалки сзади и спереди (они с линзами, видимость до 0,5 км). Есть также отражатели на спицах, наклейки отражательной пленки на раме и крыльях, на сумке багажника и одежде. Внимательно слушаю дорогу и при приближении фуры съезжаю на обочину, чтобы воздушным мешком машина не затянула.
Должен отметить, что мигалка спереди обычно раздражает водителей, особенно в городе. Но зато меня никто не подрезает с боковых улиц. А когда машины выходят на обгон, то вдруг притормаживают (конечно, если еду по полосе, а не по обочине).
Главное, на мой взгляд, уже издалека обращать на себя внимание, выделяться, быть заметным. Мигалки я подбираю с максимальным количеством выдаваемых светодиодами люмен.
P.S. Светоотражающие полосы на одежде ассоциируются не с велосипедистом, а с пешеходом, поведение которого на дороге выглядит иначе. Поэтому для безопасной езды таких полос недостаточно.