Чем продиктовано количество болтов на выносе, функциональностью или модой? Сколько достаточно болтов, чтобы безопасно прикрепить руль к выносу, без угрозы жизни и здоровью? Два? Четыре? Шесть? Восемь?
При рассмотрении отличного шоссейного выноса Easton EA70 невольно приходится обращать внимание на одну значительную особенность. Пластина, крепящая руль, всего на двух болтах. Все новое – хорошо забытое старое? Два болта лучше чем четыре? Если задать этот вопрос любому продавцу в велосипедном магазине, то даже он не даст вразумительного ответа на этот вопрос. Ну четыре болта круче, чем два. Вряд ли другие его обоснования будут более убедительны. Странно, а если вынос имеет шесть болтов или восемь, это еще круче? Попробуем в этом разобраться. Количество болтов влияет на функциональность или это просто дань моде?
Функциональность против моды
Болты нужны для соединения пластины и основной части выноса. Затянутые болты должны в полной мере обеспечивать неподвижное положение руля, это обязательно для безопасной езды. Руль не должен вращаться или скользить во время езды.
Может дело не в количестве болтов, а в них самих? Может поставить болты другого диаметра или с иным шагом резьбы? Наверняка инженеры не с проста так давно пришли к единому решению этой проблемы, оставим это на их совести. А если проэкспериментировать с материалом из которого сделаны болты. Для этого вполне подходит не только chromoly сталь, но алюминий и даже титан. Естественно, что каждый из этих материалов имеет различные свойства и особенности. Алюминий имеет самую низкую плотность и обладает самым низким весом, но и менее прочен. Как насчет титана, он обладает достаточной прочностью. Зато у него есть одна особенность, болты из этого материала имеют свойство раскручиваться.
Стальные болты тяжелее, чем алюминиевые или титановые, и обладают достаточной жесткостью, прочностью и надежностью. Вес – решающий фактор в велосипедных компонентах, поэтому, 2-болтовые выноса однозначно легче, чем 4-болтовые. Естественно при равных размерах. Мы не будем спешить с выводами, а просто посмотрим, как распределяется нагрузка на пластину при разном количестве болтов.
Современные технологии не стоят на месте, это позволяет делать рули намного легче, чем пару лет назад. В наши дни 200 г. шоссейный руль считается нормой, а ведь есть и более легки модели. При таком весе они обладают высокой жесткостью, но зачастую очень хрупки. Это связано с тем, что стенки стали более тонкими, это лучший способ сбросить лишние граммы. В этом случае выноса с двумя болтами обладают неоспоримым преимуществом. Нагрузка от болтов более равномерно распределяется по поверхности руля. Центральная часть руля получает меньшую нагрузку не способную его повредить.
Выноса с четырьмя болтами имеют целый ряд недостатков. Вот первый из них. Обычно болты на таких выносах меньшего диаметра, чтобы скомпенсировать увеличение веса. Некоторые идут другим путем и делают болты из титана, но они все равно обладают меньшей прочностью, чем два стальных болта большего диметра.
Второй недостаток – сила с которой болты действуют на пластину, а она в свою очередь давит на руль. Прижимная сила гораздо больше чем нужно стобы надежно закрепить руль, особенно в самой нагруженной части руля - центре. Это создает дополнительные ненужные нагрузки способные раньше времени повредить руль.
Даже па краям пластины, с четырьмя болтами, создаются высокие нагрузки. В дальнейшем, это может привести к накоплению усталости в руле, именно этих местах, и даже к образованию трещины. Пластина с двумя болтами дает лучшее распределение нагрузки постепенно уменьшающейся к краям что намного лучше предыдущего варианта.
Помните, что при установки велосипедных компонентов необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией прилагаемой к изделию. В ней производитель всегда указывает всю полезную информацию по безопасной установке компонентов. Тем более, нужно быть внимательным при установке карбоновых компонентов на велосипед. Они в большей степени подвержены повреждениям в следствии некорректной установки. Желательно пользоваться динамометрическим ключом при закручивании болтов, чтобы точно установить момент затяжки того или иного соединения. Правильная установка компонентов велосипеда, тем более карбоновых рулей, является залогом долгой службы этой детали, хорошего настроения и вашего здоровья.
http://www.omnibike.ru/articles.xgi?&ar ... _article=2