В 1963 г. ГАИ и Управлением Охраны Общественного Порядка Пензенского Облисполкома была выпущена брошюра "Памятка велосипедиста"
1.ВВЕДЕНИЕ
Велосипед является самым массовым средством одиночного передвижения, а также служит делу физической закалки советской молодёжи.
При движении на велосипеде требуется не только в совершенстве уметь управлять им, но хорошо знать и выполнять правила УЛИЧНОГО движения.
Необходимо помнить, что велосипедист, нарушающий эти правила, подвергает свою жизнь опасности и мешает движению транспорта, дезорганизуя его работу.
В настоящей памятке велосипедистам разъясняются правила езды по улицам населённых пунктов и дорогам Пензенской области.
2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Езда на велосипедах разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста, а на велосипедах, снабженных механическим двигателем(мотовелосипедах), - не моложе 16 лет.
Велосипед должен соответствовать росту велосипедиста, так как это создаёт устойчивость при движении.
Прежде, чем ехать на велосипеде, необходимо проверить исправность тормоза и звукового сигнала(звонка или рожка). В тёмное время суток, кроме того , проверяется исправность переднего фонаря и красного отражателя света или красного фонаря сзади велосипеда.
Наличие на велосипеде указанных приборов и устройств обязательно. Без них эксплуатировать велосипед запрещается.
Владельцам велосипедов необходимо иметь номерной знак, который прикрепляется на задней части рамы велосипеда, между щитком заднего колеса и сидением или на задней поперечной перекладине багажника, если он имеется на велосипеде.
3.ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ
Ездить на велосипеде по улицам населённых пунктов и дорогам области разрешается только по правой стороне проезжей части и при этом держаться на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины дороги, чтобы не мешать движению автомототранспорта.
Особую осторожность следует соблюдать во время приближения встречных автомобилей, когда один из них обгоняет другой вблизи от велосипедиста. В этом случае , особенно, если проезжая часть узкая, во избежание столкновения с машиной необходимо приблизиться вплотную к обочине или тротуару.
Велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками:
а) в местах большого скопления транспорта или пешеходов;
б) при выезде из ворот и въезде в них;
в) при пересечении улиц и дорог с большим движением транспорта;
г) на железнодорожных переездах;
д) при проезде мимо стоящего на остановке троллейбуса во время посадки и высадки пассажиров, если не имеется специальной посадочной площадки.
На дорогах вести велосипед руками разрешается только по левой обочине дороги, а на улицах – по правой стороне, вплотную к тротуару.
При движении на велосипеде наибольшая опасность представляется при проезде через перекрёстки, так как на них скрещиваются (пересекаются) транспортные потоки. Поэтому следует хорошо знать правила проезда перекрёстков, которые заключаются в следующем.
Если перекрёсток нерегулируемый (нет светофора или милиционера-регулировщика), то прежде, чем ехать, нужно убедиться в отсутствии транспорта, движущегося по поперечной улице. Приближающийся в этом случае автомобиль, троллейбус следует пропустить, а не проезжать на близком расстоянии от него.
Когда движение на перекрёстке регулируется светофором, ехать разрешается только при зелёном сигнале. При жёлтом и красном сигналах светофора движение запрещается. Если жёлтый сигнал загорится в тот момент, когда велосипедист уже находится на перекрёстке, необходимо продолжать движение, чтобы освободить перекрёсток.
При регулировании движения милиционером-регулировщиком зелёному сигналу светофора соответствует такое его положение, когда он обращен к велосипедисту правым или левым боком с вытянутой вдоль груди рукой (жезлом). Грудь и спина милиционера равносильны красному сигналу.
Жёлтому сигналу светофора соответствует жест регулировщика с поднятой вверх рукой (жезлом).
Пересекать перекрёстки, не сходя с велосипеда, разрешается только в прямом направлении и при повороте направо. При этом необходимо огибать угол на расстоянии не более метра от тротуара.
Если требуется повернуть налево, то следует проехать через перекрёсток в прямом направлении, сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходным переходом на ту улицу, по которой требуется ехать.
Для разворота на перекрёстке в обратном направлении велосипедист должен доехать до перекрёстка(пешеходной дорожки), сойти с велосипеда, перевести его на противоположную сторону улицы, после чего можно двигаться.
При необходимости повернуть налево или развернуться в обратном направлении в середине квартала (вне перекрёстка), то следует доехать до ближайшей пешеходной дорожки, сойти с велосипеда, перевести его на противоположную сторону и после этого продолжать движение в нужном направлении.
Велосипедистам разрешается удаляться на расстояние более одного метра от тротуара (обочины) только при объезде стоящих машин и при обгони гужевых повозок, двигающихся с небольшой скоростью (шагом), не заезжая при этом за осевую линию улицы или дороги. Предварительно следует убедиться в том, что поблизости нет машин, идущих сзади или во встречном направлении.
Во время движения велосипедист должен уметь правильно пользоваться звуковым сигналом. Подача звукового сигнала необходима для предупреждения опасности наезда или столкновения.
Подача сигналов для других целей запрещается. Подача звукового сигнала не освобождает велосипедиста от необходимости принимать все меры предосторожности и не даёт ему преимущественного права проезда.
Во всех случаях движение на велосипедах не должно создавать помех и угрозы безопасности для окружающих.
4.ДОРОЖНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
На улицах, где установлены дорожные знаки «Въезд запрещён» и «Проезд на велосипедах запрещён», ездить на велосипеде не разрешается.
В этих местах нужно сойти с велосипеда и вести его руками по проезжей части у самого края тротуара.
5.ВЕЛОСИПЕДИСТАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
1.Управлять велосипедом в состоянии хотя бы легкого опьянения.
2.Ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам парков и садов.
3.Перегонять один другого и ездить по двое и более в ряд.
4.Ездить , не держась за руль руками.
5.Ездить на одноместном велосипеде вдвоём.
6.Цепляться за проходящие автомашины, троллейбусы, трамваи и другой транспорт, а также ездить на близком расстоянии от движущегося впереди быстроходного транспорта.
7.Обгонять автомобили, мотоциклы и троллейбусы.
8.Обучать и обучаться езде на велосипеде на проезжей части улиц и дорог.
9.Возить какие-либо предметы, выступающие более чем на 0,5 м вправо или влево, которые могут помешать управлению велосипедом или нанести повреждения окружающим лицам.
10.Управлять велосипедом, не соответствующим росту или возрасту велосипедиста.
6.ГРУППОВАЯ ЕЗДА
При групповой езде велосипедисты должны ехать (в одном метре от тротуара) друг за другом на дистанции не менее двух метров.
Организованные колонны велосипедистов должны иметь руководителя, который обязан:
1) строить колонну не более чем по 4 велосипедиста в ряд;
2) с наступлением темноты иметь на левом фланге в передней и задней шеренгах колонны хорошо видимые зажженные фонари с красным светом.
При приближении к перекрёстку руководители колонн обязаны поднятием руки или флажка, а с наступлением темноты – сигнального фонаря, предупредить водителей транспорта и милиционеров, регулирующих уличное движение, о необходимости остановки транспорта для пропуска колонны.
Движение через регулируемые перекрёстки разрешается только в соответствии с сигналами светофора или указаниями милиционера-регулировщика, имеющего право в необходимых случаях прерывать движение колонны.
Пункты сбора и маршруты следования колонн, в случае, если последние, ввиду многочисленности, могут нарушить порядок движения, должны согласовываться с Управлением охраны общественного порядка Пензенского облисполкома.
7.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ
При допущении нарушений, повлекших за собой тяжёлые последствия (наезд на граждан), виновные привлекаются к уголовной ответственности.
В целях обеспечения безопасности движения Управление охраны общественного порядка Пензенской области напоминает всем велосипедистам о необходимости строгого соблюдения правил езды на велосипедах по улицам гор. Пензы, населённым пунктам и дорогам области.
Во всех случаях аварий и наездов транспорта следует обращаться к ближайшему постовому милиционеру или в учреждения милиции.
Источник:
http://www.velo.penza.ru