А здесь
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=110 и здесь
http://geg.chem.usu.ru/tagil_museum/Wel/w0.htm ставится под сомнение сам факт существования Артамонова и изобретения им велосипеда:
Как творятся мифы в истории техники. /К истории вопроса о "велосипеде Артамонова"/.
Автор: Виргинский B.C., Клат С.А., Комшилова Т.В., Лист Г.Н.
Источник: Виргинский B.C., Клат С.А., Комшилова Т.В., Лист Г.Н. Как творятся мифы в истории техники. /К истории вопроса о "велосипеде Артамонова"/. - ВИЕТ. 1989. №1. С.150-157.
Тематика материала: История развития техники в ХIX в.; история развития техники в России в XIX в.; машиностроение на Урале; история изобретения велосипеда.
Реферат: В 1896 г. историк-экономист В.Д.Белов в своей книге об истории уральских заводов упомянул о том, что в 1801 г. на коронации Павла I некий мастеровой Артамонов "бегал на изобретенном им велосипеде" и за это получил, вместе со своей семьей, вольную. Это сообщение Белова в XX в. стало основой легенды о русском изобретателе-самоучке Артамо-нове - создателе велосипеда, на котором он якобы приехал из Нижнего Тагила в Петербург. Авторы статьи показывают, что эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Так, в 1801 г. короновали не Павла I, а Александра I, а хранящийся в музее Нижнего Тагила "велосипед Артамонова", как показал химический анализ железа, был сделан не ранее 1870 г., так что даже сторонники легенды вынуждены признать, что музейный экспонат является скорее народным памятником изобретателю велосипеда. По мнению авторов в легенде об Артамонове получила своеобразное отражение реальная история выдающегося тагильского изобретателя Е.Г.Кузнецова-Жепинского, который с 1785 по 1801 гг. работал над созданием оригинальных конных дрожек с механизмами, которые приводили в действие "верстометр" и музыкальный орган. Испытания и публичные демонстрации этого экипажа - он был подарен императрице Марии Федоровне - проходили в 1801 г. в Москве, и вскоре Кузнецов и его племянник Артамон с семьями были по приказу Императора отпущены на волю. По-видимому, именно это, надежно подтвержденное документами, событие послужило Белову основой для легенды, в которой фигурировал уже Артамонов в качестве изобретателя велосипеда - технического устройства, покорившего в конце ХIX в. всю Европу. Позже, однако, легенда Белова была забыта и возродилась в 40-е гг. XX в. Так, в 1940 г. Б.Федорова в книге "Крепостной Тагил" упомянула Артамонова как изобретателя самоката /велосипеда/, на котором уральский мастер приехал в Москву. Вскоре образ Артамонова проник в художественную литературу. В вышедшем в 1946 г. романе О.Форш "Михайловский замок" несколько раз появляется Артамонов, которому писательница дала имя Ивана Петровича. В научный оборот имя Артамонова, несмотря на отсутствие о таком лице каких-либо документально подтвержденных сведений, было введено историком В.В.Данилевским в книге 'Русская техника", вышедшей в 1948 г. Вскоре Артамонов, но без инициалов, попадает во 2-е издание БСЭ /1950-1951/, а в 1954 г. А.Г.Козлов дает Артамонову другие инициалы - Е.М. - и даты жизни /1776-1841/. Хотя позже Козлов отказался от своей находки, эти инициалы и даты жизни попали в 3-е издание БСЭ, получив статус официальной биографии.