Вчера с товарищем мы прокатились из Канска в Заозерку по старой ветке Транссиба. Добирались туда на машине, выехав аж в 7 часов утра.
Наш маршрут на карте 1911 года, когда уже вовсю строилась вторая ветка показан черным, а новая ветка - красным.
От Канска новая дорога идет параллельно старой ветке, а рядом с ней положен асфальт до д. Филимоново, знаменитой производимой здесь лучшей в советское время сгущенкой. Сейчас завод стоит. Коттедж, в котором когда-то жил гендиректор, заброшен.
![Изображение](http://s40.radikal.ru/i088/0904/d0/1e76d6bf81f8.jpg)
Начиналось Филимоново с маленького железнодорожного разъезда, всего в 2-3 дома.
На современной карте старая ветка выделена насыпью, которую мы нашли без особого труда, потому что по ней проложена дорога на д. Петрушки.
![Изображение](http://s45.radikal.ru/i107/0904/ee/84cac80c5624.jpg)
Однако через несколько км эта дорога свернула в сторону, мы же продолжили свой путь прямо по насыпи, пока не упирлись в разрушенный мост через р. Малая Уря. Форсировали широкую в это время речку с трудом, при этом я черпанул ледяного в правый ботинок.
Вот виды разных участников старого Транссиба. Конечно, весна, ярких красок еще нет, зато насыпь просматривается четко.
![Изображение](http://s51.radikal.ru/i134/0904/32/51c8fe6aa081.jpg)
![Изображение](http://s49.radikal.ru/i126/0904/db/e6885bbeed9b.jpg)
![Изображение](http://s42.radikal.ru/i097/0904/b3/d0fb8b54f8ff.jpg)
![Изображение](http://s48.radikal.ru/i119/0904/f5/8271e0f2a159.jpg)
![Изображение](http://s55.radikal.ru/i147/0904/f3/402a3ce0006b.jpg)
В одном месте мы обнаружили резкое расширение насыпи: с 4 до 20 метров. По-видимому, здесь были ответвления путей с обеих сторон от основной дороги, стрелки, светофоры, станционные постройки. И действительно, неподалеку обнаружились несколько ям и камней от фундаментов домов. Соотнесли место с картой. Вероятно, когда-то здесь был безымянный разъезд, к сожалению, не развившийся в деревню – воды по близости нет. Хорошо бы походить здесь с металлоискателем. А пока мы нашли лишь оригинальный грубый кирпич с окантовкой. Жаль, без штампа завода.
Пропускная способность первой ветки Транссиба была 20 пар поездов в сутки. А с окончанием строительства второй ветки возросла до 48 пар поездов.
Поехали дальше и увидели остатки каменных устоев деревянного моста.
![Изображение](http://s57.radikal.ru/i155/0904/56/b6136dfd67c3.jpg)
Потом, уже после переправы через Малую Урю, обнаружился еще один безымянный разъезд. Так, по насыпи, проехав около 20 км от Филимоново, мы и въехали в д. Петрушки – бывшую станцию Петрушково.
![Изображение](http://s61.radikal.ru/i174/0904/0c/cdbcf894b63f.jpg)
Местная бабушка рассказала, что нынешняя деревня, которая возникла на месте ж.д. станции, раньше находилась подальше, около Талого Лога, и называлась Шалаево. Было в той деревне 2 улицы - дома справные, мельница, пруд, но отсутствие магазина и то, что колхозная контора с укрупнением колхоза (при Хрущеве) оказалась в Петрушках, Шалаево развалили. О той деревне напоминает только название улицы, которая, будучи Центральной, от магазина продолжается уже как Шалаевская. А от деревни осталось только кладбище, на котором и сейчас хоронят жителей Петрушков.
Пока Слава клеил пробитое колесо, я читал листовки на магазине. Туристам тоже полезно.
![Изображение](http://s53.radikal.ru/i139/0904/62/2f5ac090f5f7.jpg)
![Изображение](http://s60.radikal.ru/i170/0904/5c/35dbe5392c9c.jpg)
Талый Лог оказался всего в одном километре от деревни. Пруд скромный, но летом купаться вполне можно. Под ж.д. насыпью сохранился каменный мост (по ж.д. терминологии – труба), правда, подмыло его прилично, так что часть моста как бы висит в воздухе.
![Изображение](http://i033.radikal.ru/0904/1d/4e834d3d7dbd.jpg)
![Изображение](http://s45.radikal.ru/i109/0904/d1/dcf179e90ae4.jpg)
Потом мы еще много таких труб видели. Поменьше и побольше.
![Изображение](http://s43.radikal.ru/i099/0904/51/a3a347b98644.jpg)
Эта каменная труба сохранилась практически идеально.
![Изображение](http://i014.radikal.ru/0904/81/deed03285dc1.jpg)
Эта труба состоит из пяти частей общей длиной около 40 м.
![Изображение](http://s39.radikal.ru/i084/0904/d4/cb3efe2eefaf.jpg)
Внутри нее выявилась понятно-непонятная надпись:
![Изображение](http://s55.radikal.ru/i147/0904/a6/f672270b2fdf.jpg)
Вроде бы речь идет о 1889 годе, когда дорога строилась.
Прямо на насыпи Слава нашел отлично сохранившийся костыль 120 летней давности.
![Изображение](http://s51.radikal.ru/i134/0904/1c/50b60edc5ab0.jpg)
Такой костыль (это большущий толстый гвоздь, которым рельс прибивался к шпалам) лишь недавно передал в Красноярский железнодорожный музей некий металлоискатель из п. Арийского. Наш – второй.
Так, по насыпи (на современной карте она почему-то не показана, хотя на местности очень выразительна), мы без приключения добрались до д. Орешники – бывший разъезд Пермяково. Между этими названиями у нее было еще одно имя: заимка Наумовская и, советское, 3-е отделение местного совхоза. Орешники – это граница Рыбинского и Канского районов, глушь.
![Изображение](http://s58.radikal.ru/i160/0904/04/669a4a512e88.jpg)
Зато в следующей д. Спасовка уже и святой источник есть
![Изображение](http://s58.radikal.ru/i160/0904/e4/b29befad420a.jpg)
и мост огромный через р. Тырбыл,
![Изображение](http://s49.radikal.ru/i125/0904/c3/e9d025c86489.jpg)
и телеги на резиновом ходу,
![Изображение](http://s60.radikal.ru/i168/0904/a9/a2355577c954.jpg)
и асфальт, по которому мы прокатились метров 300, после чего наша дорога опять ушла в сторону, обходя д. Ивановка с юга. Ивановка, кстати, тоже бывший разъезд-полустанок. Спасовки же в 1911 году еще не было.
На старой карте указана станция Тырбыл. Ее мы на местности не нашли. Как в воду канула.
![Изображение](http://s61.radikal.ru/i172/0904/64/ec86c3005fa8.jpg)
До перекрестка дороги на Новую Камалу асфальтовое шоссе проложено прямо поверх старой насыпи. Уже смеркалось и, увлекшись спуском, съезд на старую ветку мы просмотрели. Обнаружили это только тогда, когда выехали в д.Гмирянку. Что, в принципе, не страшно. Потому что старая ветка от перекрестка уже слилась с современной и идет рядом с ней до самого г. Заозерного.
![Изображение](http://s40.radikal.ru/i088/0904/d5/c622c7adb122.jpg)
В Заозерном заскочили в магазин, маленько подъели и – за город. А там нас уже машина встречала, на которой мы благополучно домой около полуночи и добрались.