Сегодня вдвоем съездили до Чернореческой. Осмотрели каменную трубу (500 м в сторону Ачинска от поворота с М-53 на д. Малиногорку) - вроде бы ничего особенного. Замковый камень прочерчен косым крестом.
Насыпь оказалась абсолютно непроезжей. Она сильно заросла не только дурниной, но и толстыми тополями, так что к трубе пришлось заходить с асфальта пешком.
По разбитому проселку мы кое-как пробрались в д. Шушково, где старая насыпь идет прямо вдоль улицы, но там она тоже сильно заросла и движение по ней будет возможно, со слов местных жителей, только в начале мая.
Пришлось снова вернуться на М-53 (кстати, шоссе почти нигде не сопадает со старым Московским трактом, который никогда не асфальтировался, но ехать по нему все же можно, правда, не в сегодняшнюю грязь).
Заехали на ст. Чернореченская посмотреть водокачки. Проезжали мимо памятника героям ГВ.
Чуть дальше - "водоемное сооружение" 1911 года постройки.
Что означает абревиатура ВССП я не знаю, никогда с таким не встречался.
Вот, казалось бы, всего-навсего водонапорная башня. Но как красива...
А это аналогичное произведение железнодорожных зодчих постарше предыдущего лет на 10. Оно обслуживало первую ветку Транссиба.
Руководствуясь пояснениями нашего проводника Андрея, жителя п. Лазурный (предместье Козульки), с которым я познакомился сначала на форуме кладоискателей, а очно - лишь вчера, выдвинулись к осмотру "водоподъемного сооружения" на речку Грязнушку.
Это Андрей, любитель-кладоискатель. Дома у него настоящий музей. Но свои находки он не продает.
Водокачка оказалась совсем не такой, что мы видели в Камарчаге и на ст. Кемчуг. Дымовая труба круглая и более высокая, да и сделана не из кирпича, а из бетона. Внутри трубы набиты железные скобы, по которым можно залеть на самый верх и спуститься с наружи. Я попробовал и залез на несколько метров - скобы очень прочные.
Водозаборная труба чугунная и вроде бы такая же, как в Кемчуге.
Еще лет пять назад здания были целыми. Но сборщики металлолома добрались и сюда, а заодно вообще все пожгли и разломали.
За Чернореченской старая ветка плотно идет рядом со второй колеей. Полевой дорогой (она оказалась совершенно сухой, дождя здесь не было ни вчера, ни сегодня) мы подъехали к мосту через р. Черная.
Эмблема МПС на устое оказалась изображенной зеркально - косяк столетней давности.
И опять какая-то неизвестная абревиатура. Вверху-то понятно: Сибирская железная дорога. А что означают буквы внизу? 6-й участок?
На замковом камне второго устоя изображен такой же косой крест, что и на каменной трубе, которую мы видели сегодня утром.
Пока осматривали мост, к нам подошел Александр, мастер ремонтной бригады РЖД, и много чего полезного нам рассказал. Например, что отверстия в устоях делались не для перераспределения нагрузки, а для проезда гужевого транспорта: ширина проема арки соответствовала ширине повозки. Это сейчас откосы засыпаны так, что и догадаться об этом невозможно. А сто лет назад вдоль насыпи с обеих сторон под мостом проходили колесные дороги.
Кроме того, оказывается, на каждое сооружение у железнодорожников есть эксплуатационная карточка, в которой прописана вся история моста (каменной трубы). В ней, в частности, указано, что левый устой (тот, что без эмблемы МПС) в годы Гражданской войны колчаковцы пытались взорвать (это единственный случай на территории Красноярского края). Сейчас это место забетонировано, но устой все равно дал трещину и железнодорожники пытаются его укрепить металлическими стяжками.
Еще один важный факт: устои моста строились с таким расчетом, чтобы под ними не оказалось второе, низовое течение реки - то, которое фильтруется сквозь грунт. Для этого земля под устоями выбиралась, в нее забивался лиственичный шпунт (что-то вроде свайного поля), поверх которого устраивались деревянные клети (как на Обь-Енисейском канале) и уже над ними возводился гранитный устой. И вот такая конструкция работает до сих пор.
Когда возвращались назад, то на какой-то охраняемой базе увидели теплушку.
Я, конечно же, перелез через забор и внимательно ее осмотрел, но шильдика нигде не нашел. Видно, кто-то уже до меня его оторвал.
Обратный путь был бы скучным, если бы не догнали 68-летнюю велопутешественницу Юлию Ивановну Михайлюк, которая всей России известна своим позапрошлогодним путешествием Тверь-Сахалин (
http://www.kp.ru/daily/24061/303982/" target="_blank" target="_blank" target="_blank ). Сейчас она едет на Камчатку.
Два фото на память.
Сегодня бабушка ночует в М. Кемчуге, а в Красноярске будет завтра. Остановится у своей знакомой с прошлой поездки. Передвигается на женской Мериде с 28-дюймовыми колесами, которую ей подарил мэр родного города. Кто захочет пообщаться, звоните мне - дам телефон Юлии Ивановны.