От Альтдорфа русская армия начала движение к Швицу через мощный горный хребет Росшток. По этому пути никогда не проходила ни одна армия.
Рано утром 16 сентября войска стали подниматься на гору. Тропа, с которой совершался переход, упиралась в скалы и местами совершенно исчезала. К 5 часам вечера авангард войск под командованием Багратиона стал спускаться к деревне Мутен. За Багратионом шли войска под начальством Дерфельдена и отряд Ауфенберга (2 тыс. человек). Полки Розенберга прикрывали движение с тыла. Весь путь от Альтдорфа до Муттена (16 км) солдаты преодолели за 12 часов; но, так как они пробирались по горным крутизнам поодиночке, движение всех войск к Муттену продолжалось более двух дней. В то время когда авангард Багратиона уже был в Муттене, арьергард армии еще не выступил из Альтдорфа. Арьергарду в Адьтдорфе пришлось вести напряженные бои с французской дивизией, стремившейся нарушить движение русских. Поутру, довольный вчерашним восхождением и потому немного расслабившийся, я невнимательно прочитал надпись на указателе и вместо Суворовской тропы к монастырю Муотаталь завернул на гору Рос-Шток. Смутило упоминание в мемуарах русского офицера, что после Кинцига горы приготовили им новое сложное испытание – перевал Рос-Шток. Вот я и поперся по указателю… на вершину одноименной горы.
В сравнении с тем, что мне предстояло преодолеть, вчерашний подъем оказался детской прогулкой. Меня ждали многометровые осыпи и лазание по щелям скальных каминов.
Не будь у меня столбистского стажа, никогда бы я не сунулся туда, а десять раз перечитал надписи на столбиках. Но опыт скальных восхождений и склонность авантюризму мой рассудок убедили. И, к сожалению, не оказалось рядом друзей, которые бы меня остановили.
Даже не думал, что будет так трудно. Представьте, что вы тащите вел по тропам где-нибудь в Ергаках. Почти весь путь на Рос-Шток я проходил по 3 раза: сначала относил велорюкзак, потом возвращался и на приспособленных из поясных ремней лямках втаскивал велосипед. Колеса нес в руках – так было и удобней, и безопасней на курумах. Это только для фото я улыбаюсь, т.к. женщину попросил сфотографировать. На самом же деле мне было совсем не до веселья.
За полдня я все же влез на вершину, как предполагал, очередного перевала, траверсом добрался до креста.
И тут выяснилось, что дальше никакого пути нет, только 300-метровые скальные отвесы со всех сторон.
Смотрю на карту и поверить не могу, что я так сильно заблудился. Вот вроде бы и озеро внизу подходящее, и деревушка вдалеке.
Но подошедший немец дает мне подробную 500-метровку, после чего до меня все же доходит, что весь мой труд был зря. Черт побери!
И снова несколько часов я осторожно спускаюсь обратно, почти к самому приюту.
Оттуда козьими тропами интуитивно нахожу правильное направление.
Теперь мне все время идти под гору по глубоко выбитой каменистой тропе.
Снова подумалось: как могли здесь тащить пушки, если даже вел я с трудом продвигаю? Даже с открученными педалями.
А перевал Рос-Шток оказался всего лишь небольшим холмом – тропа его обходит. Я бы его вообще не заметил, если бы не скальное приключение.
По ходу попробовал ягоду - сладкая. Но почему-то ее никто не ест. Может нельзя? Пришлось выплюнуть, на всякий случай.
Натерев на ногах мозоли сразу в нескольких местах, весь в ссадинах и царапинах, к вечеру я наконец-то добрался до городка Муотаталь. Если верить указателям, обычные тренинг-туристы совершают переход сюда из Андерматта всего за несколько часов. А я убил день.
И при этом так устал, что даже не заметил, что педали задом наперед прикрутил.
Здесь, в женском монастыре, Суворов ночевал. Его комната сохраняется в первозданном виде.
Однако в городке мне не встретилось ни одного человека, который бы слышал о Суворове. Никто не знает о мемориальной доске и не понимает слово монастырь.
Сооружение я нашел по его своеобразной архитектуре.
Убедился в правильности по наличию исторической надписи на стене.
Зашел внутрь, поприсутствовал на службе. В спальню, где ночевал русский фельдмаршал, не пошел – все равно не разрешат полежать на старинной кровати. А просто так всего лишь посмотреть на нее мне было как-то не интересно.
Пошлялся по окрестностям.
Даже сходил на покос – сено здесь пакуют вот в такие полиэтиленовые тюки.
Остановился сделать фотографию церкви и, в который уже раз, упал на проволочное ограждение. Привычно обдало током, но уже не напугало, как раньше. Спокойно выпутался, встал и поехал дальше.
Красивый городишко, исторический.
Все здесь устроено по-простому, даже белье сушат как где-нибудь в армянской деревне.
Ночевал, как обычно, в лесу, пристроившись около какой-то пещеры.
Газа у меня все еще нет – не продают его здесь, туристам не нужно. И потому опять ужинаю всухомятку, запивая чипсы и брынзу родниковой водой.