Кто был автором слов, вынесенных в заголовок темы - неизвестно, но они стали лейтмотивом нашей первомайской покатушки. И вспоминались ежедневно - среди полей и песков Курагинского района, которые как-то незаметно добавлялись к твердому покрытию и увеличивали километраж вполне прилично. Лишь 4 мая было действительно 30 км по асфальту, правда под мокрым снегом и при пронизывающем ветре. В общем, тому, кто дезинформировал публику (на подозрении Серж), неплохо было бы намять бока
Прошлым летом в ква-компании зашел разговор о Шалаболинской писанице, и я, как человек, принимавший непосредственное участие в ее раскопках в 2002 году (а потом еще 4 года приезжавший туда, дабы посмотреть как ее роют другие лишенцы), пообещала свозить туда публику на Первомай. Таким образом 5 участников из Красноярска, один из Березовки, один из Дивногорска и примкнувший к ним байкер из Омска, встретились 1 мая в Курагино и покатили 50 км против "хакаса" (ой, 30 по асфальту) вглубь района, дабы припасть к первоисточнику древней наскальной живописи. В поезде отпраздновали деньрож АВ, бодро сожрав 3 торта, которые сначала намеревались растянуть на весь поход:)
соучастнеги:
Ветер, естественно, этому активно мешал, периодически публика бегала по полям на радость коровам и колхозникам, преследуя улетевшие чехлы, самые настырные падали в кюветы, а самые сачкующие прятались за широкими спинами коллег, ибо по-другому педалировать не всегда получалось. Высказывались предложения развернуться, и за десять минут домчать до виссарионовцев, которые и наслали эту стихию в целях привлечения новых адептов. Каждый перелесок вызывал приступы энтузиазма, ибо только там можно было нормально покрутить. И вот, на подъезде к Шалаболино ветер почти стих и мы с триумфом подкатили к притубинским утесам, предварительно ограбив магазин. Леха нашел в жэпээсе некую ГЭс, причем в ближайшей акватории, но после детального изучения она оказалась ГЗС, чем немало разочаровала Кирилла, мечтавшего взглянуть на СШ ГЭС, о которой, как выянилось, на западе Сибири уже ходят легенды.
Туба, на наше счастье, уже пережила первый напор паводка, поэтому дорога была не залита, и вот, после небольшого апхила за Усть-Шушью, мы вкатились в поля, а потом в сосновый бор. Я подъехала последней, и увидела забавную картину: байкеры остановились на песчаном холме над Ильинкой как немцы перед входом в деревню, слышалось "курка, млеко, яйки, хто сдесь глафный полицай..." Ильинка затаилась в ожидании непрошенных гостей.
Погода решила порадовать нас под конец дня теплом, солнцем и отсутствием катаклизмов. А деревня - пасторальными видами. Решение встать рядом с Ильинкой было принято по двум причинам: в окрестностях нет родников, поэтому воду мы брали у Андрея, моего старого знакомого, который эту деревню типа "держит". Являлись к нему по три раза в день с кучей пластика. Вторая причина - возможность оставить лагерь без присмотра 2 мая во время экскурсии, никто из местных ничего не тронет, зная, чьи мы гости:) Ну и еще одно - в случае безумной непогоды можно было бы переночевать в отапливаемом клубе.
В Ильинке, как и во всех притубинских деревнях есть своя достопримечательность - амбары и заборы, сложенные из плитняка, местные скалы крошатся на ровные кирпичики разных цветов, и аборигены собирают из них прикольные конструкции.
Наутро мы таки оттащили велы вглубь леса, после чего место их дислокации было назначено туалетом. Потому что каждый, кто уходил в лес, заявлял: "Пойду велики посмотрю!" Николай, подражая опытным товарищам, снял подседельник и намеренно потерял хомут. Кто не в курсе, он всегда всем чего-то должен, видать решил и Ильинке задолжать. Эпопея с хомутом закончилась 3 мая - мы искали его всем лагерем, но в итоге попросили в деревне у Андрея. На вопрос: "Мы наверно вам уже надоели за эти дни?", он бодро ответил: "Да, ну, что вы, я бы вам сразу это сказал!"
До писаницы пошли пешком, перевалили холм над деревней, поскакали по ржавому комбайну, который чья-та пьяная воля затащила много лет назад на вершину, покричали "мать, мать, мать", оглядывая окрестности, потом был еще один холм, сосняк и вот, мы на притубинских утесах над писаницей. На том берегу Тубы раскинулось большое село Тесь (кстати, в Лехином жпээсе писаница почему-то была обозвана Тесинской). Тут дамы начали скакать по скалкам в ожидании обеда, а мужчины ринулись фотографировать цветуечки и прочие природные объекты. Несмотря на сухую траву и отсутствие яркой зелени, выглядело все очень достойно.
Отобедавши, спустились мы под скалу, и пошли смотреть гвоздь программы. Вода была не очень высокой, и большая часть откопанных рисунков оказалась доступной, правда, в паре мест пришлось взбираться повыше и продираться через кусты - там, где Туба подступала к скале почти вплотную. Все были пыльные, постоянно слышался треск ломаемых веток и наблюдались стволы, погрызенные бобрами. Мимо величаво проносились льдины.
Шалоболинская писаница впервые "прозвучала" в конце 19 века, когда обеспокоенные археологи заговорили о разрушении памятника, тянущегося на несколько км над Тубой (здешние рисунки датируются от позднего палеолита до наших дней). С тех пор высказывались самые разные предложения, вплоть до возведения над скалами прозрачного купола из пластика, но на сегодняшний день тут все без вариантов: снимать рисунки на микаленты и полиэтилен, откапывать заваленные плитняком плоскости, и фиксировать все на фото. Сохранить это по-другому вряд ли удастся. Помогают и туристы - выламывают плоскости, оставляют автографы.
Большая часть петроглифов представляет собой выбитые солярные символы - оленей, лосей, быков, несущих, по представлениям предков, на своих рогах солнце, а заодно олицетворяющих плодородие. Встречаются сцены охоты, лучники на конях, шаман с бубном, много лодок (переход из мира живых в мир мертвых). В общем, такая книга, где люди почти 30 тысячелетий оставляли "записи" о своем отношении к миру и силам природы. Уникальность писаницы в том, что здесь встречаются палимпсесты, то есть плоскости, где рисунки наносились либо поверх предыдущих, либо предыдущие частично затирались, а потом выбивались новые. Причем отчетливо видна "рука" разных мастеров из разных эпох. Во многих местах караваны зверей как бы движутся по скале - скала поворачивает, и они тоже поворачивают. В общем, интересное место, жаль, что не дошли до мишки, лезущего на дерево - медведи на петроглифах в наших местах встречаются крайне редко, - Туба преградила путь.
Продолжение следует, потому как АВ еще не все фоты обработал.