Написался отчет.
Про Иркутск:
приехали на поезде около полудня в понедельник, в городе жара. Собрали байки, надели ацкие рюкзаки и поехали примерно в нужном нам направлении. Встретили местного байкера и попросили проводить нас к улице Декабрьских Событий, где вечером должен был проходить брифинг и где мы собирались найти место переночевать. Местный произвел впечатление беспредельщика, зато проводил нас коротким путем.
Заселившись в общагу, купили в местном супермаркете много макарон, помня опыт прошлого года. (К слову сказать, в этом году кормили очень сытно и разнообразно - макароны с овощами
и мелкоперемешанным мясом
, печенье, овощные салаты, яблоки, бананы, на завтрак - овсянка, бутеры с сыром, фрукты, то же печенье с красной начинкой, вдоволь чаю).
Вечером был долгий брифинг, раздача номеров и бесплатных хлопковых маек с символикой Транс-Байкала. Потом аккуратно (до фетишизма
) запаковывали байки для перевозки их на место старта в большом КАМАЗе, также нужно было снять переднее колесо и открутить педали. Педантичность оправдалась, велы не пострадали.
20 июля, первый этап:
Маршрут: П. Малое Голоустное – п. Бугульдейка
Протяженность: 89 км.
Набор высоты: 663 м.
Организаторы обещали набор высоты около 2000 метров, однако такого и близко не было. Относительно ровный рельеф, незаметные подъемы и спуски. Мы стартовали в конце пелотона - в общем-то зря, потому что, учитывая количество сошедших команд, были участники слабее нас - как М, так и Ж - среди них мы сразу оказались. Мне ехалось лучше, Литтл-Банни чуть медленнее. После трети дистанции началась лесовозная дорога "а-ля Жистык", грязь - небольшая по меркам любителей покатать по говнам, вязкие глиняные лужи, глубокие высохшие колеи. Лена Литтл-Банни по всей этой жести ехала очень хорошо, мне ехалось далеко не очень хорошо.
Места живописные, по дороге - много деревянных мостиков-настилов через ручьи.
На 45 километре должен был быть пункт питания, но по дороге мы давно обогнали застрявшую Мицубиси Делику, а в ней были еда и вода. Поэтому воду участники набирали из ручья, если она была им нужна. Запаса еды в рюкзаках нам хватило, даже более чем. По дороге ели гели и батончики Пауэр Бар, пили воду и изотоник, никаких признаков "заголодания" за всю гонку у меня не было ни разу.
Всё когда-нибудь кончается, закончилась и очень вымотавшая меня лесовозная дорога.
Поселок Бугульдейка, усилившаяся жара, первый вид на Байкал (ах! на самом деле - ах! всё же необыкновенно красивый он) и предфинишный подъем по укатанной грунтовке с набором около 120 м на два километра. Спуск, финиш, yes.
Лагерь расположили в очень красивом месте, где противополжного берега не разглядишь и с Байкала всегда дует холодный ветер. Это было действительно хорошо.
Как выяснилось, в этот день попадало много народу - треть лагеря ходила в зелёнке. Дорога оказалась коварной. Серьёзнее всех пострадала Настя Тришкина, в прошлом году занявшая второе место в категории М+Ж. Переднее колесо на большой скорости попало в одну из ям, и Настю перекинуло через вел. Перелом и вывих руки.
После финиша еле отмыли велы от глины. Последние километров 30 ходовая скрипела очень болезненно для сердца.
Предчувствие относительно предстоящих этапов было не очень - первый этап здорово вымотал, а на следующий день должен был начаться песок.
21 июля, второй этап:
п. Бугульдейка – п. МРС (Сахюрта)
Утром очень холодно. Завтрак в 8, старт обещают в 10. Завтрак вкусный. Разводим изотоник, разбираем лагерь, кутаемся во флис.
Перед стартом, оценив предстоящий подъем, флиски снимаем.
Подъем (видно на треке, первые километры):
Едется хорошо. Песок в сто раз лучше, чем грязь!
(субъективное ощущение)
На спусках перетормаживаю. Вообще спусков, после падения на марафоне, я здорово боялась - на этом теряла время. Хорошим опытом считаю то, что теперь многого не боюсь (и при этом осталась цела).
Спуски с корнями и неглубокими колеями, но сыпухи нет, покрышки держат нормально.
Много времени провели в лесу, подустали на подъемах. На треке - лес идет примерно до 25 километра.
Наконец открытая степь, жарковато, но ветрено, тишина в голове, хорошо, вел едет, едет, чёрт возьми!
В "труднодоступных" местах по дороге курсировали бравые ребята на мотоциклах - помогали едой или добрым словом.Едем-едем по психоделической степи, разметки давно не видели, велокомп заглючил и не показывает расстояние, пункт питания должен был быть на 63 километре, но субъективно 63 километр давно позади, а вокруг всё степь да степь. Закрадывается подозрение, что мы заблудились. Едем не очень быстро, у Литтл-Банни начались проблемы с коленом, но она крутит, темп средний. Горизонты далекие, временами принимаю камни за людей на пункте питания (не то, чтобы еды не хватало, но пункт питания - это хоть какой-то ориентир во времени и пространстве).
А вот и он.
На 73 километре.
пункт питанияНам сообщают, что впереди 24 километра. Ура!!! - думаем мы.
Но КАКИЕ это оказались 24 километра. Подъем, за подъемом подъем, за подъемом подъем - и так до самого горизонта. Периодически слазим с велов, идём пешком. Подъемы хорошо подсыпаны песком, жара. В общем, чуть не умерли (на этих километрах многие чуть не умерли, этап был объективно тяжелым).
Этот участок Лене ехалось тяжелее, чем мне - вверх из-за колена, вниз из-за более гладких покрышек.
На долгих песчаных спусках с поворотами народ тоже летал, как мы потом узнали. Кажется, был и перелом ребра у одного из участников.
(Обратила внимание, что пишу о жестких травмах - на самом деле, трансбайкальские трассы не особенно жестоки, но скорость и азарт иногда подводили участников. А другим участникам скорость и азарт, наоборот, помогали. Всякая палка о двух концах, да.)
И префинишный спуск, разгоняюсь, поселок МРС на горизонте
. Полоса чудовщиной прибайкальской гребенки - и финиш. Ура. Хороший был этап на самом деле.
Сегодня вторые, потому что у третьей команды ЖЖ проблемы оказались серьёзней, чем у нас.
После такого дня, несмотря на ритуальные пляски и втирание множества мазей, колено Литтл-Банни не восстановилось. Съездили на старт третьего этапа - километра по асфальту хватило, чтобы понять, что всё, к сожалению, the end.
23 июля (вне зачета)
Маршрут: п. МРС – п.Хужир
Протяженность: 53 км
Набор высоты: 1240 м
Подъем в полседьмого утра. В 10 паром.
После старта (подъем от машинок внизу и вверх-вверх-вверх по траве и песочку):
Первые 10 километров практически сплошной подъем по песочку. Спуски короткие и страшноватые, на тормозах - песок под травкой ходит ходуном, постоянное ощущение нестабильного покрытия. Забираемся всё выше. Пейзажи Ольхона завораживают.
Перед очередным спуском парень-волонтер предупреждает, что внизу "острые камни в траве, их не видно" и "народ побился". Матушки-нянюшки. Спуск довольно крутой, еду не быстро, высматриваю камни. К счастью, камни где-то в траве на обочине, ни один не попался. На этих камнях летали и ломали байки - в видеозаписи живописно эти моменты запечатлены.
Песок закончился, можно всласть покататься по степи.
Вверх-вниз. Повороты, твёрдый грунт. Отличные километры. Обгоняю ЖЖ пару РедБайк, девчонки отдыхают перед последним этапом (наверное) и едут медленно. На спуске мой скромный рекорд скорости 54 км/ч. Всё равно приятно.
Пункт питания (доливаю воду в бутылку, есть не хочется, да и этап короткий). Самый серьёзный подъем Транс-Байкала наполовину пешком. Можно было попробовать заехать, но не хотелось повторять судьбу байкера, в тяжелом состоянии валявшегося с тепловым ударом после второго этапа. Чёрт его знает, как он наступает - тепловой удар.
Спуск по лесу - не спешу, пропускаю машины и вообще еду неспортивно, конечно. РедБайк догнал. Спуски они ездят без страха, действительно молодцы. А вот в плавный долгий подъем по лесу едут очень медленно. Обгонять не хочется по смутным нравственным соображениям. Остановилась съесть гель. Тем временем начался спуск, РедБайк уехал. И вот здесь захотелось их догнать. Снова скромный рекорд скорости, радостные, предфинишные уже спуски. На последнем плоском участке с подъемом, не переключаясь, обгоняю Редбайк, которым старается помочь парень, едущий вне зачета, и уезжаю вниз по песку. Вот это был фан!
Ветер, синий Байкал, Хужир впереди!
Въезжаю в помойку - ю-ху! - та самая помойка, о которой писала Кома, значит, финиш совсем близко. Колёса колбасит в глубоком песке, вспоминаю Брайана Лопеса, еще метров триста - и финишный створ.
Очень радостный день.
Лагерь с видом на Шаманку. Прохладный сок из магазина. Все едят омулей. Игорь (напарник Камаза) делает чай на чудовищно жаркой альпинистской горелке и угощает всех хлебцами с сыром.
Действительно хороший день.
Забираемся в палатку. Над степью предсонно плывут разговоры о карбоне, покрышках и тормозах... это неизменно каждый вечер.
Пятый день
Маршрут: п. Хужир – м. Хобой – п. Хужир
Протяженность: 83 км
Набор высоты: 1006 м.
Это старт, кони, люди смешались...
Этап скоростной. Северный Ольхон красивый и какой-то суровый. В лесу глубокий песок. Грунтовки хорошие. Много "нырков", набор высоты особо не чувствуется.
83 километра - и финиш.
Вечером награждение - кубки, "we are the champions" (как всегда к месту эта песня), милость велосипедных богов тем, кто сурово вкручивал эти пять дней.
Замечательная неделя. Плюс много к опыту мтб.
Большое спасибо организаторам за гонку.
И спасибо нашим командам М+М за поддержку - моральную, материальную и чуть-чуть химическую (порошок рекавери - волшебно вкусен с молоком).