Обычно при езде в гору я переключаюсь не на одну передачу, а сразу на две, а то и на три пониженных, особенно в начале подъема. Так же и при разгоне. И только на пологих участках пользуюсь плавным переключением, добавляющим при звездах 38/16 по 11,6%.
Для каждой передачи я рассчитал изменение шага (его еще называют "укладкой") - расстояния, которое проходит велосипед за один оборот педалей:
1 - 1,368 м
2 - 1,549 м, при этом разница шага составляет 18 см
3 - 1,765 м, разница 21,6 см
4 - 2,005 м, разница 24 см
5 - 2,275 м, разница 27 см
6 - 2,589 м, разница 31,4 см
7 - 2,941 м, пазница 35,2 см
8 - 3,344 м, разница 40,3 см
9 - 3,795 м, разница 45,1 см
10 - 4,320 м, разница 52,5 см
11 - 4,903 м, разница 58,3 см
12 - 5,565 м, разница 66,2 см
13 - 6,335 м, разница 77 см
14 - 7,18 м, разница 84,5 см
С помощью калькулятора на
http://bicycle.spb.ru/Kal'kuljatorPeredach выяснилось, что если шаг между передачами меньше 50 см, то переключение с одной передачи на другую дает эффект не очень значительный.
Если же этот шаг больше 1 метра, то велосипед приходится как бы разгонять заново (разница в 1 метр составляет примерно 5 км/ч при постоянном каденсе).
Это объясняет, почему на низких (тяжелых) передачах на практике перебрасываются сразу несколько передач (разница в шаге составляет всего 20-30 см плюс еще и КПД ниже), а на скоростных передачах такого желания уже не возникает (разница в шаге увеличивается до 50-80 см). В этом еще один существенный плюс втулки - подобрать комфортную передачу можно всего за один поворот грипшифта и несколько секунд, что для классики невозможно.
Это означает также, что низких передач могло бы быть и поменьше. Тогда и втулка станет полегче.
Либо нужно ставить впереди звезду на 40 зубов, которая даст бОльшую разницу в шаге между передачами. Однако при этом самая легкая передача, к сожалению, сдвигается от соотношения 22/33 (в классике) к соотношению 22/31, что в горах совершенно не приемлемо. А ведь уже давно стоят на велах кассеты 12/36, а даунхильщики вперед ставят звезду на 18 или 20 зубов. Так что набор передаточных чисел в планетарке Ролофф уже прилично отстает от требований времени.
Поэтому я бы предложил понизить 1-ю передачу до соотношения 22/36, востребованное на каменистых подъемах размытых лесовозных дорог, сделать немного резче переходы между передачами 1-7, сгладить переход между 8 и 7 передачами, когда резко падает КПД.
По мне, непрактично соблюдать принцип плавного перехода между всеми передачами (когда всегда добавляется равный процент нагрузки). Изменить это, на самом деле, довольно просто установкой некоторых планетарных шестерен с другим количеством зубов. Тут даже и экспериментировать особо не нужно, все сейчас рассчитывается на компьютере.
Скорее всего, нужно идти от наработанной производителями кассет практики, опробованной на сотнях миллионов велосипедов, что значительно меньше 100 тыс. втулок Ролофф.