По информации известного командора бардсплавов по р. Мана Владимира Васильевича Бортникова, вблизи станции Маганская якобы имелся конный рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса. Вот цитата из рассказа Бортникова
«Дед Пескарь», написанного 10.11.2007 г.
Пошли на традиционное место сбора шишки, где рос сплошняком столетний кедр. Идём вдоль узкоколейки, которая поднимается вверх по ущелью. Нас нагоняет состав из платформ для перевозки брёвен. Только вместо паровоза в этот состав запряжены три лошади, идущие по шпалам друг за другом. Мы уселись на платформы и уже с комфортом углублялись в тайгу. Постукивали изредка колёса на стыках рельс. Погода прелесть, тёплая осень. Запах тайги будоражил наше обоняние, дед Пескарь рассказывал очередную историю. Но мало кто его слушал, не каждый день удаётся прокатиться по узкоколейке.
Железная дорога закончилась вскоре как проехали деревню Каракушу. Нам предстояло идти на восток к заветным Кедрачам.
...
Медведь начал наглеть и приблизился на 100-200 метров. Но не нападал, смотрел, как мы вытаскиваем орех из тайги. После обеда. Напрочь уставшие! Добрались до желанной узкоколейки. Состав стоял гружёный стволами от деревьев, готовый помчаться вниз по ущелью. Лошадей и заготовителей древесины не было, видимо тоже шишку долбят. Мы стали поднимать мешки на площадки первого и последнего вагона, где находился штурвалы ручного тормоза. Эти лесовозные платформы имели механическую систему тормозов. И дед Пескарь шепелявя объяснял, что резко тормозить нельзя, а на крутых поворотах нужно притормаживать, чтобы вагоны не завалились.
Состав медленно начинает трогаться, постепенно отпускаются тормоза. Мы с комфортом едем вниз по ущелью. Грохот колёс такой, что о переговорах с первым и последним вагоном стоит забыть. Все команды на торможение подавались жестами. Жить хочется всем! Не стоит на всей скорости врезаться в тупик, где происходит разгрузка брёвен. Подъехали к лесоскладу плавно! Сторож выскочив из избушки был в шоке. Начал кричать на нас. Это Государственная собственность! Вас охальники под суд нужно отдать! Мы свалили на деда, что он главный, а мы не причём. Просто попутно сели. Дед, аж возгордился! Тяперча на слуху будет имя деда Пескаря во всех ближайших деревнях. Дед пескарь — таксует на узкоколейке! Короче спас он нас от криминала.
Затем выяснилось наш дедушка, вообще не щелкает орех уже лет 20. По причине отсутствия зубов. Продал орешки на станции Маганская. Деда давно уже нет, похоронили. Да и деревня Каракуша и та самая железная дорога лесозаготовителей канули в историю. А слухи о похождениях деда Пескаря до сих пор пересказывают…
Основываясь на этом рассказе, собиратель всякой информации об узкоколейках
С.Д.Болашенко решил, что шла она по следующему маршруту:
По предположению автора, "не исключено, что позднее появилась локомотивная тяга, рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой. На рельсовом пути узкой колеи имелся населённый пункт Каракуша. Он был закрыт в 1970-х годах либо ранее. Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана".
Иллюстрация. Конная вывозка леса по рельсовому пути. 1944 год. Фотография из книги «Ленлес: годы становления и развития», изданной в 1992 году.
Очень уж захотелось во всем этом убедиться и в первомайские выходные я с товарищами, с которыми зимой переходил Байкал, провел собственное исследование.
Оказалось, что отсыпанная и выкопанная в склоне Холодного лога речки Каракушки автомобильная дорога, которая, как я предполагал, была построена поверх узкоколейки, по крутизне уклонов и поворотов совершенно не годится для перевозки леса конной или даже паровозной тягой. Хотя она поначалу и выглядела очень убедительно.
От деревни 25-дворовой деревни Каракуша остался всего один столбик, да пара железяк.
Никакой дороги, по которой могла бы быть проложена узкоколейки дальше за деревню, мы не нашли.
Пообедав, обратно пошли уже вдоль речки Каракушки.
Если уж насыпная дорога для узкоколейки не годится, то может вдоль речки найдется подходящее для нее место? Несмотря на то, что пойма оказалась заболоченной и поросшей кочками, но вдоль то одного, то другого берегов что-то похожее на ложе узкоколеки все же просматривалось.
В одном месте мы даже обнаружили разрушенный мостик из шпал, но, судя по дырам от костылей, это были шпалы широкой колеи - современные.
Примерно в 2-х км не доходя до Свищево, в придорожном лесу на берегу Каракушки, случайно нашлись остатки капитального бетонного строения. Похоже на остатки от ШПУ. Может, туда и ведет отсыпанная дорога?
Проанализировав рельеф местности, мы пришли к выводу, что и проселочная дорога, идущая вдоль р.Каракушки, из-за затяжного взгорка на крутом повороте речки, не позволяла самокатом доехать до Маганской.
Вернувшись в поселок, мы расспросили с десяток местных жителей, но не нашли ни одного, кто бы хоть что-то слышал об узкоколейке. В конце-концов, отыскался 82-летний дед Свищев Николай Аркадьевич (потомок основателей д.Свищево, откуда якобы и шла узкоколейка), который авторитено заявил, что рассказ Бортникова – досужий вымысел. Потому что:
а) в окрестностях Маганской лес никогда не заготавливали – только шпалы, и то в очень небольшом количестве;
б) кедрача, тем более столетнего, в округе на 15 км вообще нет (а длина предполагаемой узкоколейки всего 6 км);
в) кедрач на восток от д.Каракуша - это в сторону Маганской, т.е. нужно было идти обратно;
г) в д.Каракуша хоть и стояли некоторое время лесозаготовители, но лес они стаскивали в речку Базаиху, откуда бревна сплавлялась до Красноярского ДОКа.
Однако все оказалось не так уж плохо. Дед Свищев заявил, что конная узкоколейка точно была, но не здесь, а неподалеку от п.Ерлыковка, что на р.Базаиха. Декавильная (т.е. конно-рельсовая) узкоколейка шла вдоль ручья Тортун, впадающем в р,Базаиха. Там еще небольшая деревушка Тортун была. Да и кедрача в тех местах много. Именно по узкоколейке сейчас проложена автодорога в п.Береть.
Эти места и мне хорошо знакомы. Судя по перепаду высот, узкоколейка шла с небольшим подъемом (не более 1,5 %) до пересечения р.Тортунский (далее начинается крутой подъем в перевал к г.Костоватой). Там, кстати, и площадка ровная есть, нужная для погрузки леса. Оттуда и самокатом съехать можно. А по расстоянию - всего километров 4-5, что для конной узкоколейки вполне нормально. Судя по объемам вырубок по ручьям Осиновому и Тортунскому, лес оттуда вывозили 2-3 года, не больше. Значит, и узкоколейка столько существовала. На
космоснимке видно, что дорога уходит вверх по р.Тортунский. Надо бы туда съездить.
Так, может, В.Бортников действительно, по прошествию многих лет, что-то напутал? Или просто сочинил красивую сказку, в которую опрометчиво поверил собиратель узкоколеек?
Похоже, что мы столкнулись с нонсенсом - логической ошибкой. Если исходить из того, что Бортников
1953 года рождения, а за шишками ходил, будучи уже парнем, то узкоколейка активно функционировала в 1970-х годах. Точнее, в
1975 г., потому что именно в этот год бард (судя по опубликованной его биографии) переехал на постоянное местожительство из Душанбе в Сосновоборск.
С того времени прошло всего 37 лет и наши современники узкоколейку должны помнить очень хорошо. Но не помнят...
Однако, великая все же штука, интернет: нашелся в нем мобильный номер Бортникова. Оказалось, что рассказ был записан им с чьих-то слов, не документально. Сам Бортников в Каракуше никогда не был и свою публикацию оценивает как художественную.
Но мне не жаль - день-то был очень уж хороший, солнечный. Да и история получилась как бы детективная.