Поиски продолжаются. Мы побывали в п.Черемушки, что напротив д.Даурское (туда подъехали на машине, а по морю - уже на велах)
http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,39822/p,421604/#p421604.
Местные жители рассказали, что в этих местах было аж четыре узкоколейки. Одна лесовозная - это та, которую мы искали летом на Тубиле (но не доехали), вторая шла в урановой шахте. А в годы войны функционировала конная лесовозная узкоколейка, по которой лес свозили в р.Сисим. Только рельсы были сделаны из... дерева. Все остальное - как обычно: шпалы, вагонетки.
Деревянная узкоколейка шла по логу, соседнему с урочищем Татарка. Еще одна узкоколейка, тоже конная, проходила по ручью Лабазному.
Конжульская узкоколейка существовала в 1950-70 гг., но разобрали ее местные жители на металлолом всего лет 10 назад (мы видели узкоколеечный рельс возле одного из домов). Так что вряд ли от нее что-то осталось, вывозили ведь все подчистую тракторами.
В последний раз - летом 2012 г. - аж 2 КРАЗа.
Узкоколейка шла от п.Тубиль левым берегом (5 км), в п.Конжул переходила на правый берег (еще 5 км) и "усом" уходила в правый приток р.Конжул ключ Снежный (еще 0,9-1 км). Был еще один "ус" - по нему вагонетки скатывали самоходом. Поначалу по узкоколейке лес возили на лошадях, потом на газогенераторных мотовозах, а в последнее время - на мотовозах дизельных (их было 4 штуки, депо располагалось на берегу Тубиля).
Все фото взяты с
http://ok.ru/uzhebolees/album/51034230948014Рельсы были двух типов: производства КМК им.Сталина, 1954 г. выпуска, 18 кг, и какие-то шведские.
Сейчас на Тубиле добывает золото старательская артель Коровина.
В п.Тюлюпта (еще обитаемом) до сих пор стоят опоры электростолбов, сделанные из узкоколеечных рельсов (распространенная практика).
Со слов местного жителя Сергея Набока, эти рельсы непосредственно не использовались на узкоколейке, а были взяты из ее запасов в период электрификации поселка в 1961-62 гг. Узкоколейка же в то время еще активно функционировала - примерно до 1978 г.
На лесопункт Конжул была две дороги: через Кижарт, Точильную, Нижне-Угловую, Тубиль - 67-68 км, через Куртюл, Тюлюпту, Угловую - 81-83 км. Источник:
http://ok.ru/uzhebolees/album/51034230948014Сама д.Конжул названа по речке (с кетского - ручей Россомахи) и была основана в 1917 г. В 1961 г. в ней проживали 40 семей - 149 чел. Прекратила свое существование как неперспективная в связи с заполнением Красноярского водохранилища.
"Урановая" узкоколейка была длиной 1-1,5 км и шла внутри урановой штольни п.Солонечного (мы там были
http://x-ride.ru/forum/posting.php/mode,edit/f,24/t,39870/p,385822/, только до входа в шахту не добрались). Это месторождение урана (федерального значения, 260 тыс. т) было разведано силами Берёзовской экспедиции (Новосибирск) в 1947 г. Когда разработки закрывались, вход в шахту геологи закопали, но в период перестройки местные жители вход открыли и весь металл из шахты вытащили на лом. А были там зараженные радиацией трактора, "танкетки" и якобы даже паровозы (последнее сомнительно, т.к. вагонетки в шахтах обычно возили лошадьми, т.к. паровозный дым из шахты сложно выветрить). В пользу этой версии говорит и местное название шахтерского фонаря: "коногонка".
Однако существование этой узкоколейки, к сожалению, основывается пока на рассказах людей, которые сами в шахте не были и даже вход в шахту не видели.
В пользу версии говорит тот факт, что на лесовозной дороге от п.Тюлюпта в п.Куртюл был найден вкатанный в грунт обрезок рельсы, по размерам соответствующей конной узкоколейке. Взяться ему в этих местах попросту было неоткуда, кроме как из шахты.
Лабазная узкоколейка была построена в 1960-х годах (по другим данным - в 1944 г.) и просуществовала примерно до 1976 г. Начиналась она в верховьях ключа Л
абазного и шла вдоль него на протяжении 9,7 км (по другим данным - 16 км) к р.Сисим. Все ж.д. оборудование осталось на узкоколейке, т.к. вывозить его местным жителям оказалось невыгодно. В результате там до сих пор ржавеют рельсы (в т.ч. сложенные в бурт вместе со шпалами), вагонетки и газогенераторный трактор-трелевочник.
Скорее всего, такой (фото с такого же близлежащего лесопункта):
Потому что гусеничные газогенераторные трелевочники стали массово производиться только в начале 1950-х.
Узкоколейку строили спецпереселенцы-литовцы. Была она гужевая: лошадь затаскивала тележки на гору, а обратно, груженые лесом, они сами скатывались к Сисиму.
Заезжают к началу узкоколейки с дороги Черемушки-Березовая (сворачивают, не доезжая 8 км до д.Березовая, в правый лог ключа Малая Березовая, поднимаются на вершину до карьера и охотничьей избушки, а от нее влево идет дорога в р.Лабазный, которая выходит прямо на узкоколейку. Где-то на середине дороги стоит полуразвалившийся барак. А на р.М.Лабазная - охотничья изба. Трелевочник находится примерно в 2,5 км от карьера вниз по ручью. Узкоколейка заканчивалась в п.Лабазный - сейчас он, конечно, уже не существует.
Фото взяты отсюда
http://ok.ru/uzhebolees/album/51093273444526От поселка шла тропа вдоль Сисима в д.Березовая - давно не хоженная).
Добраться в те места можно как из п.Черемушки (с начала мая начнет ходить паром, отправление из Даурского в 10.00 и 18.00 час.), так и из д.Анастасино (хоть как по 70 км получается). Дорога песчано-щебеночная, не грязная. Но мост через р.Дербина разрушен и преодолевать реку придется вброд. Если стартовать из Анастасино, то ехать нужно до р.Налимного, затем до ключа Амбарчик, Углового и там свернуть. Дорога хорошая, она была отсыпана в 1990-е годы. А вот на Конжул ведет уже тракторная колея. Сворачивать в руч. Угловой нужно там, где установлен столик с лавочками без навеса.
В д.Березовая на берегу одноименной речки мы нашли рельс с Конжульской узкоколейки.
Рельс явно не российского происхождения.
Судя по надстрочному знаку над буквой "R", слово может быть чешского происхождения. И действительно, такие (или подобные) рельсы в Чехии производились, они до сих пор работают на Боржевской УЖД в Закарпатье
http://www.tour.uzhgorod.ua/transcarpathia/ancia-2008-2/Сталелитейный концерн TRINEC в Чехии активно функционирует и ныне.
Поселок Черемушки появился в 1963 г. в связи с затоплением водохранилища и необходимостью переселения жителей прибрежных деревень Ермолаево, Дербино, Усть-Покровка. Впоследствии сюда переехали жители близлежащих лесодобывающих поселков Двоеустье (был основан в 1938 г., уже не существует, был выше Черемушек в 6-7 км), Тюлюпта (где живут еще 2 пасечника), Тубиль (снят с учета в 1977 г.), Куртюл (осталось 3 семьи), Березовское (школу закрыли в 2004 г., но люди еще живут). Ранее на землях Черемушек была пашня детского дома.