На всех старых и новых картах N46-04 показана пунктиром дорога, соединяющая верховья речек Береть и Кайлята (притоки Маны), однако, предыдущие попытки найти там дорогу успеха не имели. Но тогда у нас ещё не было спутниковой навигации, а сейчас мы запаслись картами 500-метровками и смартфонами с GPS.
Чтобы пройти маршрут за один день, забросились с Первопроходником на его машине в пос. Жистык:
Проницательный читатель конечно догадался, что пос. Жистык стоит на речке Жистык, у её впадения в Базаиху. А наш путь – на р. Береть, через перевальчик 620 м по Южной (Старобродской дороге):
Шлагбаумами нас не остановишь:
Местный житель рассказывал, что когда-то здесь проходила узкоколейка для вывоза леса:
…но никаких её следов нынче нет
Поехали мы Южной дорогой не случайно, она хоть и запущена, но не разбита, подобно Северной, так как по ней сейчас никто не ездит.
Вот и перевальчик 620 м, он на целых 60 м выше, чем по Северной дороге:
Отсюда начинается крутой спуск, есть даже небольшой серпантин:
Внизу дорога сильно накатана, видать, лес возят:
Проехали кордон СибАвиа:
Главная развилка этих мест: вправо на пос. Брод, влево – вверх по р. Береть:
Стояла сильная жара, до +33 С, дорога вверх по р. Береть была совершенно сухой:
Мостик, который я фотографирую каждый год, всё больше разрушается:
Следы лёжки медведя на обочине:
Изучаем медвежью кучу – прошёл давно, может ещё ночью:
Через 9 км от главной развилки – ответвление на кордон «Шкуры» , ПСК «Союз»
Ещё через 3 км начинаются неявные развилки, вот вправо уходит заросшая дорога на юг, может нам туда:
Но мы проезжаем чуть дальше, и сворачиваем тоже вправо на вполне прокатанную дорогу:
Через Береть, которая здесь, в верховьях, совсем небольшая, есть даже вроде мостика:
Дорога есть, и идет она пока правильно, но видно, что накатана она недавно и петляет сильно:
Проходим заболоченный участок:
… после него долина Берети расширяется
Смотрим в навигатор – дорога отклоняется от нужного направления и уходит влево, в боковой приток Берети, по направлению к Жистыку. Значит, мы где-то пропустили развилку. Возвращаемся на 200 метров, ищем – ничего похожего нет. Предполагаем, что нужная дорога есть по левому берегу Берети, пробираемся туда напролом:
…и действительно, там есть вполне широкая, но заросшая травой дорога:
Прошли по ней метров 150, опять не в тот лог уходит, вернулись, нашли нужный отворот:
Дорожка хоть и заросшая, но без бурелома:
Однако, не долгой была наша радость: через 1 км дорога повернула вправо, в боковой лог, к Таёжной Берети, а нам пришлость снова переходить речку Береть в поисках нужной дороги:
И о чудо! Там действительно была нужная дорога, как и указывала карта:
Колея отчётливо просматривалась, но никто здесь не ездил уже лет 30, и всё изрядно заросло всякими ивами и осиной:
Донимала жара и полчища мух, комаров, оводов. Хорошо хоть, что чистая вода в ручьях была всегда рядом. За час преодолели около 3 км, утешало лишь то, что до перевала в Кайляту оставалось 500 метров, а там вниз, может и покатимся. Но тут дорога и вовсе потерялась, пошли просто по нужному направлению:
Отдых перед решающим штурмом:
И вот, собственно, перевал 655 м, дороги как не было, так и нет:
Решаем спускаться напрямую в правый приток Кайляты и искать там дорогу:
Коряга и муха в кадре:
Спустились в приток – дороги нет:
Даже следы медведа пропали – нечего ему тут делать. А мы продираемся через заросли, теперь вся надежда, что через 2,5 км, когда дойдем до Кайляты, будет-таки дорога, ведь она обозначена на карте жирным пунктиром:
Такие скальные выходы всегда указывают на место слияния водотоков:
И вот, наконец, выходим на левый берег Кайляты, где и обозначена жирная дорога, да-да это она и есть:
И всё же это гораздо лучше, иногда удаётся даже ехать:
Вновь появились следы медведа, иногда даже явственно чувствовался его запах. Почти вся дорога вдоль Кайляты сильно заболочена, идем по кочкам и воде:
Громыхает гром, но дождя нет. Судя по упавшим деревьям, здесь не ездили пару-другую лет:
Через 4 км, у этой приметной скалы, в Кайляту слева впадает крупный приток, вверх по которому на карте обозначена дорога на Таболожный хребет:
Вот мостик через этот приток:
Дорога вверх на Таболожный особо не привлекает:
Несмотря на то, что нам на Таболожный и надо, мы продолжаем двигаться вниз, к Мане:
Здесь воды ещё больше:
Но затем становится посуше, даже можно ехать:
И вот наконец, после всех трудностей, выезжаем на настоящую дорогу Унгуг – Ангалой, по которой я
недавно ездил:
Теперь предстоит затяжной подъем ,350 м по высоте, на Таболожный хребет
Хорошо, что после нынешней жары дорога просохла, 12 дней назад здесь было сыро:
Перевальная точка, дальше спуск в М. Унгут:
Развилка на Таболожный хребет:
Дорога по Таболожному тоже сухая:
Единственная лужа:
Пейзажи Таболожного:
В одном месте, метров в 50, видел здорового лося, но он сразу дал дёру, в кадр не попал
Спустились к Жистыку:
Дорога вдоль Жистыка была совершенно сухой:
18 км вниз по Жистыку проехали примерно за 1 час, финишировали почти в 23 часа, было ещё светло, хорошо, что летнее время пока действует, а если наши думцы всё-же его отменят, потеряем вечером 1 час светлого времени, ну зато в 3 часа ночи летом будет уже светло, а кому это надо?
Выложил фактический трек на 2-километровку:
Все фотки в полном размере
тутТрек на
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=qxqblmbdeijzratt