ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 01 11 2024, 06:13

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Алтай. 4 перевала
СообщениеДобавлено: 21 08 2014, 23:55 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Приглашают в коммерческий поход на Алтай. Съезжу, наверное. Хочется потусить. Может еще кто составит компанию? С обратными билетами уже проблема, придется сутки по Бийску кататься.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 23 08 2014, 20:32 
Не в сети
Гуру
Гуру

Зарегистрирован: 16.02.06
Сообщения: 1003
Откуда: Дивногорск
красивые виды.

_________________
UNIVEGA HT-530 2006г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 25 08 2014, 21:22 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Билеты купил. В Бийске вылезу с поезда 31 августа в 06.00 утра местного. Обратный поезд уходит 6 сентября в 21.01 час.
А между вагонными полками - надеюсь, получу 5 дней яркого удовольствия.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 28 08 2014, 21:10 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Про пьяных алтайцев с ружьями, вымогающих деньги у велотуристов http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=35369. Правда, это был 2008 г. Возможно, что сейчас все изменилось: в Тыве вот не продают же спиртного после 19.00 и народ стал намного дружелюбнее.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 29 08 2014, 11:50 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.10.07
Сообщения: 1628
Откуда: Красноярск, ул. Киренского
Вот карты по этому маршруту: https://yadi.sk/d/4B-QLh-jacZQv
Собрал, склеил генштабовские двух- и однокилометровки. Там же в архиве папки карт для закачки в андроид-устройство для программы Oruxmaps.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 29 08 2014, 17:09 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Шеф писал(а):
Вот карты по этому маршруту: https://yadi.sk/d/4B-QLh-jacZQv

Спасибо, Валера. В смартфон карты закачал и теперь уже не буду ехать, не зная куда.

Посмотрю, что там за перевалы. На следующий год можно было бы Алтай-Тыва еще раз прокатить. Например, с заездом на Телецкое озеро по перевалу Кату-Ярык. Между прочим, история нашего края с этим озером связана напрямую. Известно, что летом 1687 года енисейский хан Иренек с отрядом в 600 воинов по требованию правителя Джунгарского ханства ("белые калмыки") отправился к нему на помощь против монголов и брутов (бурят). В сентябре, недалеко от Телецкого озера, монголы преградили путь джунгарам и кыргызам - сражение продолжалось четыре дня и в результате джунгары и кыргызы потерпели поражение. Джунгаров было убито несколько тысяч, кыргызов - 300 человек, а остальные попали в плен. Иренек также погиб в сражении. Домой, в Енисейские землицы, вернулись только 30 воинов.
Иренек был последним ханом Енисейских кыргызов, успешно сопротивлялся русскому вторжению, сумев более, чем на 20 лет приостановить продвижение русских в Южную Сибирь.
Кстати, вскоре после этой битвы и телеуты тоже приняли подданство русского царя.

Наверное и на маршруте похода "По 4-м перевалам" много было всякого из истории древних телеутов. Зайду-ка я перед поездкой в Бийский музей, если получится.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 29 08 2014, 21:52 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Сразу за Ороктойским перевалом есть интересные для обозрения места: три провала (Первый, Юниор и Пасхальный), место ухода ручья под землю и пещера Ороктойская. Информация отсюда http://www.чулышман-турист.рф/forum/157-710-1
Изображение

В конце путешествия у нас Чемал, где можно посмотреть:
- Чемальскую ГЭС;
- женский монастырь;
- Ороктойский мост на пороге «Тельдекпень-1»;
- каскадный водопад «Бельтырьеск» и "Ущелье горных духов";
- карстовую пещеру с аркой;
- курганный комплекс Бийке,;
- древнейшие на Алтае петроглифы Куюсского грота.
Получится?

Предлагаю в деревнях расспрашивать местных о возможных достопримечательностях на маршруте. Ежедневный трафик небольшой, надо же будет чем-то время убивать.

Вот, например, что означает название Чакырского перевала? Онр происходит от алтайского «чакырым» — верста. Трасса, на которой расположен перевал, имеет хорошее асфальтовое покрытие, лишь в средней части переходящее в гравийную дорогу. С перевала Чакырский открываются потрясающие виды на Коргонский и Бащелакский хребты, а также долину реки Кан.

Вот что еще нашел про названия, с которыми связан маршрут.
Ябоганский перевал переводится с алтайского как "Имеющий медведей". Другое его название - Аялу (медведь). Возможно, что там бродят медведи.

«Ороктой» в переводе с алтайского — «котловина, впадина с тропкой диких зверей».

Черга происходит от слова "чаргы", что в переводе означает «свиpепый, неyкpотимый, неистовый».

Чемал в переводе с алтайского означает «муравейник, с муравьями».

Туекта - это "чертово место".

Верх-Кукуя означает "Синяя птица".

Барагаш в переводе: "древесный, лесной".

Беш-Озек (Бешозек) означает "пять логов" или "пятиречье".

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 29 08 2014, 23:21 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
MedveJut писал(а):
Мое правило: Группа движется со скоростью последнего участника.

Это не единственное правило. Есть и другие, например:
- сильные поджидают на перевалах;
- по согласованию с руководителем можно отлучиться в радиалку или уехать вперед для поиска места стоянки.
Когда-то мы описали их здесь http://velorogi.ru/travels/15.html.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 08 09 2014, 10:39 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30.04.05
Сообщения: 7238
Откуда: страна непуганых идиотаф :)
фоток мало :)

_________________
Творите мифы о себе, боги начинали только так...
Изображение

Сводка погоды для любителей походов
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 09 09 2014, 05:44 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Только что вернулся из матрасной покатушки - неплохое мероприятие для любителей пива и хорошо поесть после полуночи. Общение с местными жителями было ограничено продавцами в магазине, ночевки - около дороги, достопримечательности - в виде обозрения окрестностей.

Не всем это понравилось, т.к. от коммерческого туризма - по примеру турфирм, ожидалось большего. Поэтому я и еще один парень частенько оставались без обеда из-за того, что отъезжали посмотреть местные музеи, этнографические и природные парки или пообщаться с самобытной культурой алтайцев (которая оказалась своеобразной и очень интересной). Такое поведение участников, хотя и согласовывалось с организатором, все же не укладывалось в предложенный им формат и потому, к сожалению, вызывало его раздражение.
Изображение

Тем не менее, я лично очень доволен представившейся возможностью ознакомиться с Горным Алтаем и теперь лучше представляю, как в будущем организовать для себя более содержательный поход по этому уникальному краю.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Пользуясь случаем, хочу высказать особую благодарность организатору за умело приготовленную и всегда вкусную пищу, чего нам так не хватало в путешествии вдоль монгольской границы.
И отдельное спасибо всем участникам за дружную компанию.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 11 09 2014, 09:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Спрашивают, сколько потратил денег? Около 7 тыс. отдал за билеты РЖД (туда и обратно), 4 тыс. - Медвежутю за тур (в эти деньги входила и доставка на Газели туда и обратно - по 170 км, а также стоимость бани в последний день), 850 руб. ушло в общак за питание (обеды пропали), тысячи полторы - на музеи, картинные галереи, исторические книжки и сувениры, сколько-то - на питание в поезде и перекусы на маршруте. Всего порядка 17 тыс. руб. Особенно не шиковал и даже иногда экономил (например, всегда спал в палатке, хотя была возможность - за дополнительные деньги, поспать на белой кровати).

Быт.
Я пивом не увлекался и спать ложился сразу после ужина, бодро вставал в 7.00 утра, разжигал костер, доедал остатки вчерашнего (и еще накладывал в гермочашку), сушил мокрое от росы и к 9.00 был готов к очередным приключениям. Основная же группа вставала на час-полтора позже и выезжала обычно в 11.00. Далее неспешно где ехала, а где шла и после 15.00, как правило, тормозила на обед. В результате у меня и моего напарника всегда было в запасе 3-4 часа, чтобы к вечеру вновь присоединиться к общаку.
Место для ночевки выбирал лично орг: особо не прятались и с дороги всегда было видно (мне это облегчало поиски стоянки), но гости ни разу не приходили - это не Тыва, где пастухи были везде.
Продукты закупались в деревенских магазинах с расчетом на ужин-завтрак. Вода бралась из ближайшей речки. Дров было полно и горелками не пользовались ни разу. Брали складную пилу - она пригодилась. Не помешал бы и топор, но его почему-то не взяли, хотя я и предлагал.
Готовил всегда сам руководитель - в этом он мастер (девушкам доверял только приготовление салатов). На ужин ели супы - на завтрак - каши. Причем от пуза, кто сколько сможет, и еще оставалось. Думаю, что это из-за огромных котелков, рассчитанных на значительно бОльшую группу.
Спали в палатках: в двух 2-местных, а трое - каждый в своей. Спальники у всех были самые разные и поначалу некоторые мерзли. Положение спасло укутывание в велочехлы. Мой летний пуховый спальник и в этот раз оказался наиболее практичным в комплекте с шелковым вкладышем и самодельным бивузаком из тайвека. Комфортный надувной коврик был только у меня.
Велорюкзаки у большинства были однообъемники ПИК-99, огромные, тяжелые и неуклюжие, забитые всякими ненужными вещами (девушкам это простительно).
Свою палатку я вез притороченной к перу передней вилки, что уравновешивало центровку велосипеда и разгружало задний багажник. На втором пере был пристроен велобачок (1,5 л воды на день мне хватало).
Помыться как следует, из-за холоднючей воды, было проблемно. Но некоторые это упорно делали. Я же мыл только особо вонючие места и там, где могли быть потертости. Дезодорантом не пользовался. Зубы чистил жевательной резинкой.
Два дня из пяти оказались довольно холодными и ветреными, а однажды вечером бивак накрыла туманная морось. Вечером всегда было довольно холодно, а как-то утром температура опустилась ниже -2 градусов. Одежды хватило: нижнее и носки стирал ежедневно и потом сушил во время движения на велосипеде. Тонкий пуховик и термоштаны пригодились на привалах и вечером. В теплой шапке я спал. Пожалуй, лишними в этом походе оказались тонкая ветровка (не по сезону, мерз), дождевик, мембранные штаны и мембранные перчатки с такими же носками, т.к. дождя не было ни разу, хотя это и прогнозировалось.
Хорошо зарекомендовала себя анорака на прималофте (производства "Сплав"), которая эффективно заменяла флис, будучи при этом намного легче и менее объемной (было опробовано еще в Тибете). А вот со штанами я пролетел, т.к. в такую погоду флис мне не помешал бы.

О маршруте.
Все четыре перевала оказались накатанными дорогами, довольно пологими и заезжались на велосипеде. Технически интересным случился только спуск с Оротойского перевала, где были крутые каменистые участки русла ручья - но после аналогичных спусков с перевалов Бурятии и Тывы меня он особо не возбудил, хотя наслаждение доставил.
Если получались радиалки, то свои велорюкзаки мы прятали в водопропускные трубы под дорогой (леса там редкие, а под перевалами часто вообще только голая степь).
В целом путешествие - если бы не отвлечения на музеи, этнопарки и пр., свелось к обычной многодневной покатушке типа вдоль Маны: едешь, ешь, о чем-то болтаешь и потом спишь. Туризм, в общем.
Основная группа проехала порядка 320-330 км, у меня же получилось на сотню с лишком больше, а ярких впечатлений - больше в разы. Например, спонтанно случившаяся медитация у писаниц раскрыла осознание древними окружающего мира как гарантии бытия. Нам, детям технократической цивилизации, подумать есть о чем. Об этом мы беседовали с основателем этнопарка Уч-Энмек Даниилом Ивановичем Мамыевым. Интереснейший оказался алтаец, с мировой известностью, да еще и на перуанского индейца внешне очень похож - мне понятнее. И это была отнюдь не единственная встреча с носителями алтайской культуры. Какие-то разговоры я даже записал на диктофон, а редкие публикации перефотографировал - будет теперь чем заняться зимой при планировании нового путешествия в Горный Алтай.

Чего не увидела основная группа.
В день приезда в Бийск с утречка я проскочил в местный краеведческий музей , где надолго завис в разговоре с научным сотрудником исторического отдела Дмитрием Васильевичем Ерошкиным (и экспозиции, конечно, осмотрел - много интересного, не раз удивился).
В один из дней маршрута я свернул с Димой Расковаловым (он из Томска) в п.Усть-Кан - центр горно-алтайской культуры. Там тоже оказался очень содержательный муниципальный музей и замечательный экскурсовод.
Потом был домашний музей народного сказителя А.Калкина - представителя династии певцов горлового пения (народный сказитель Алтайского героического эпоса - в русском переводе это книга из 206 поэтических страниц).
И еще были: скифские и гуннские петроглифы горы Бичикту-Бом в Каракольской долине (исполнены около 3 тысяч лет назад), простенький деревенский музей в Ело, раскопки древнего кургана - типа как в хакасской Казановке (я даже в каменной могиле полежал, но ничего не привиделось), заброшенный ритуальный аил (деревянная остроконечная юрта), глубокая горная штольня на месте предполагаемого строительства Катунской ГЭС, высокогорная искусственная пирамида из поликарбоната (у меня в ней почему-то все чакры схлопнулись), общение с монахинями женского монастыря на острове Патмос в Чемале (где во время молитвы внутри меня неожиданно запелось: "Мир и любовь спасут нас"), музей-выставка самобытных живописцев в д.Аскат, там же - буддийский центр, катунские Зубы Дракона, беседа с алтайскими молодоженами, интригующий торг (по-тибетски) с продавцами сувениров...

Чему я научился от других:
1. на грипсу одевается отрезанная от велокамеры резинка, которая во время стоянки натягивается на рычаг тормоза. В результате велосипед на парковке никуда не скатывается. Этот девайс я немного усовершенствовал, привязав к резинке шнурок, за который оттягивать резинку стало удобнее. Потом добавил такую же резинку и на вторую грипсу;
2. на стоянке велосипед подпирается под раму небольшой палкой, чтобы не падал. Это удобнее, чем прислонять его к дереву (которое еще найти надо). Этот метод я знал и раньше, но подзабыл. Орг же такую палку вообще с собой возил постоянно. Думаю, что в случае нападения собак это наверняка бы ему помогло, но подобного не представилось (на Алтае собаки сами по себе почему-то не бегают и к людям не пристают);
3. можно нарушать правила проезда в поездах (например, покурить в тамбуре) за индульгенцию в виде купленного у проводника лотерейного билета.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 13 09 2014, 01:48 
Не в сети
Местный житель
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.08.05
Сообщения: 1912
Откуда: улица академика Киренского
вот, такое количество и менее постановочное качество фоток нам привычнее и важнее :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 13 09 2014, 08:35 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
d_A_y писал(а):
вот, такое количество и менее постановочное качество фоток нам привычнее и важнее :)

Наверное в этом и состоит отличие обычного похода от коммерческого: удовольствие получаешь естественное или натянуто-искусственное, заранее заданное, которому вроде как должен соответствовать и под которое должен подстраивать свои эмоции - иначе вызовешь раздражение орга. Выработка нужного поведения стимулируется также и регулярным бухлом.
Парадокс: платишь деньги за то, чтобы оказаться в клетке.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 15 09 2014, 01:45 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
MedveJut писал(а):
Не нужно выдавать свое мнение за мнение всех участников... :)
Вот с чем я согласен с тобой - порядок соблюдать нужно. Если ты согласился "на берегу" с условиями (правилами) то будь добр их соблюдать. А не лезть в чужой монастырь со своими порядками. Статус, опыт, возраст тут ни причем - порядочность и уважение.

Высказываю только свое мнение, т.к. других мнений попросту не знаю.

Никаких особых условий заранее не оговаривалось. Тем не менее, свои планы с туроператором я всегда заранее согласовывал.
Отсутствие правил вообще-то было не критично, но напрягало, т.к. иногда приводило орга в раздражение. Вероятно, у него были какие-то свои представления о том, как должны вести себя участники и каким должен быть руководитель похода, но я лично об этом так и не узнал. В походе многое вообще было, как попало: непонятно, какие на маршруте ожидаются интересности, где мы заночуем и когда будет ужин? Пилу брать? Беру, но она оказалось не нужной, потому что орг взял свою. Топор же мне было сказано не брать. И никто его не взял, хотя дрова требовалось готовить постоянно. Не знаю уж, как там считалось, но одна 2-х местная палатка оказались все же лишней. Хаос.
Особенно поднатужила ситуация с отъездом на "Газели" из Чемала в Бийск: планировалось вернуться в город к 16.00 и потому я заранее договорился о посещении музея Чуйского тракта. А по факту мы приехали после 20.00 - меньше, чем за час до отправления моего поезда. Время отъезда оргом было перенесено произвольно, без согласования с участниками. А если бы колесо в дороге пробили или машина сломалась? Вот бы геморроя у меня было.
Апофеоз психа у орга наступил, когда я попытался выбросить кожуру от банана в окно "Газели" - мол, засоряешь природу. И заодно высказал мне за то, что я на привале пивные бутылки побил и за камни спрятал, поскольку срач никто не убирал. Но я пикетироваться не стал - мне бы хоть доехать к поезду вовремя...

Однако деньги за поход я заплатил и потому вправе был рассчитывать на предоставление доброкачественной туристской услуги.
Изображение
А что получил? Хмурые похмельные взгляды, обоснованные комплексами выговоры и нервотрепку по поводу успею-не успею на свой поезд.

Не хотелось все это поднимать, поскольку описанное ничуть не испортило мне того яркого и чистого впечатления, что я вывез с Горного Алтая. Да вынудили.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

P.S. Повинюсь: в последний день утром я съел кусочек сыра - оказалось, что его Медвежуть лично для себя прикупил, к пиву, которое с вечера осталось. А я простодушно подумал, что сыр этот общаковский. Извинился, но все равно получил нравоучение: хоть деньги за питание и заплатил, но разрешение на пожрать спрашивать надо! Хотел срыгнуть, да с голодухи не получилось. Пришлось попить пустого чайку да так и поехать в соседнюю деревню за полтора десятка км осматривать галереи самобытных художников и общаться с буддистами.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Там, кстати, тоже съестным никто меня не угостил - везде сейчас бизнес-расчет. Так что по возвращению пришлось в одиночку есть общаковскую мыльно-резиновую кашу - ее народ проигнорировал, т.к. в приготовлении пищи орг стараться уже перестал и эту кашу потом просто выбросили.
Изображение

Как же сильно контрастировал этот поход с моим предыдущим, вдоль монгольской границы http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,73/t,46974/. Однако я знал, на что шел и потому особо на хмурь руководителя не заморачивался. В конце-концов, я, может быть, его больше вообще никогда не увижу. И если бы не наличие общих знакомых - томичей-велосипедистов, давно бы послал коммерсанта куда подальше.

Жизнь продолжается! Впереди немало новых и интересных путешествий: зимнее красноярское море и Байкал, тот же Горный Алтай, верховья Лены (Илья ili-ili предлагает), Киргизия и Болгария, Ключевская сопка. А ведь еще и узкоколейки не доисследованы - планов громадьё. Успеть бы из этого хоть часть осуществить в предстоящие зиму-лето.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 4 перевала, Черга - Чемал... 31.08-05.09.2014
СообщениеДобавлено: 15 09 2014, 21:18 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Философия алтайцев
Изображение
После осмотра древних писаниц мы с Димой встретились с директором и основателем этноприродного парка Уч-Энмек Данилом Ивановичем Мамыевым. Жизненную позицию коренного населения Алтая он сформулировал так:
- люди не следуют своему "Я хочу" и не ставят перед собой каких-либо целей, а имеют лишь жизненное намерение, пути достижения которого могут быть самыми разными. Традиционный способ достижения намерения – это "открывающиеся скалы, через которые нужно успеть проскочить". Последнее понимается как интуитивное ощущение благоприятного случая, который нельзя упустить, т.к. другой такой возможности не представится.

Интуитивное знание алтайцев основывается на трех понятиях:
- всему есть ВРЕМЯ, ЗНАЧЕНИЕ и МЕРА.
Время означает, что жить следует "здесь и сейчас".
Значение – значит постоянно думать о конце жизни и о том, что ты принес в мир, нести личную ответственность за свои поступки (алтайцы полагают, что любое действие человека фиксируется в пространстве). Считается, что человек не умирает после смерти, а лишь приходит домой, в страну предков. Таким образом, жизнь на земле – это всего лишь некая школа по подготовке к вечной жизни. Некая постоянно меняющаяся церемония по принципу "торопись медленно". Процесс, итог которого подводится всего один раз – когда умираешь. Так правильно (самоубийцы этот баланс нарушают и "домой" не попадают).
Меру своих поступков и оценку поведения определяет сам человек и потому никто не вправе его судить. Однако это также предполагает уважение окружающих, потому что за ними также стоят "духи" – олицетворение "живого пространства" (в мире все живое, даже камни, которые не рекомендуется без веской причины даже сдвигать с места. Понятие живого пространства передается через действие. К примеру, возвращение в народные игры "козлодрания" (кок-пару) – довольно жестокого, подняло общий тотемный дух алтайцев). Соответственно, считается, что закон не может быть выше человека и алтайцы такой установки чиновников всегда сопротивлялись.
Закон – это основа организации общества, как и традиции, обычаи. Но они могут меняться. Принцип правильного поведения – разумное (в меру) самоограничение.

Характерно, что "духи" растут (развиваются) вместе с человеком и потому могут подвергаться воздействию различных течений, которые овладевают массами: например, потребительство, алкоголизм, сексуальная раскрепощенность или, наоборот, стремление учиться и совершать открытия на пользу обществу.

Таким образом, философия алтайца очень индивидуальна и при этом эколого-ориентированна. Возможно, что это единственная культура в мире, где ценится сам человек и его внутренний мир, а не внешнее поведение. По мнению Мамыева, эта идеология схожа с ведическими знаниями древних русичей, которые были утрачены в ходе насильственной христианизации Руси. Дольше всех этому сопротивлялись староверы, которые и ныне в организации своего общества руководствуются тысячелетними традициями предков, основывающимися на целостном восприятии окружающего мира (по принципу все еще популярной "матрешки") интуитивным знанием. Поэтому то, что ты творишь вовне, тут же происходит и внутри тебя самого (срубленное дерево оказывается внутри лесоруба. Но чтобы этого не произошло, требуется ритуальная работа с фантомом дерева). Современное же знание ущербно, т.к. изначально целостный мир дробится на части, детализируется и изучается по отдельности. В результате дети в школе не понимают, зачем им математика, если она не применяется в физике. Системой образования предполагается, что потом дети вырастут и разрозненные знания соберут в целостное. Однако этого не происходит.

Каракольская долина, в которой находится парк – это что-то типа планетарной пуповины (перешедшей в теменной родничок), а петроглифы долины – ее застежка. Разбросанные по долине "оленные" камни понимаются как фантомы, оставленные древними и несущими переданную ими информацию (которой 5-7 тысяч лет) ныне живущим. Интуитивное знание – это вечный ресурс России, который не смогли вытравить ни христианство, ни атеизм, ни западная материализация сознания.

Распределение ролей в алтайской семье своеобразно: мужчина свободен и его поведение традициями и обычаями не регулируется. Функция мужчины – охранять достижения культуры.
Женщина же – это хранительница цивилизации, что воплощается в выполнении ей функции хранительницы очага (именно через огонь люди получают информацию об интуитивном знании). Поведение женщины в обществе четко регламентировано, что связано с ее особо ответственной ролью в воспитании и обучении детей (отец этим не занимается, в некоторых случаях обучение мальчиков поручается дяде ребенка). Материнская линия в семье ценится выше мужской, но это никак всуе не подчеркивается и даже скрывается. Женщина – носитель родословной и достижений национальной культуры. Последняя на Алтае не имеет никаких материальных атрибутов типа церквей, религиозных книг или нательных крестов.

Почему алтайцы спиваются? В ранних традициях водку пили наперстками. Да и не пили вообще-то, а лишь пригубливали. Теперь же мера ее употребления многими утрачена. Проблема еще и в том, что печень алтайца алкоголь не так быстро расщепляет, как у русских. Но главное, что пьяный оказывается в другом пространстве, где существую иные нормы поведения. И бороться с этим бесполезно, т.к. борьба лишь придает значение, усиливая зло.

После 1990-х многие алтайцы, вдруг освободившиеся от коммунистической идеологии и засилья русских чиновников, встали на путь возмездия. Другие же – их, к сожалению, пока меньшинство, приняли позицию восприятия окружающей среды как данности. Такие настроения постепенно приживаются, но чтобы они возобладали в массах, нужно время трех поколений. Эта тактика сродни индейской, которые никогда не переставали воевать с бледнолицыми, а меняли лишь тактику своих действий (теперь, с помощью знания законов).

Беседа с Д.И.Мамыевым продолжалась без малого два часа. За это время мы обсудили многое из волнующего каждого неравнодушного человека (все здесь не опишешь), попили чаю и славно пообедали. После чего ринулись догонять нашу группу, которую успешно настигли в 3-х километрах от Оротойского перевала.

Для справки
Д.И.Мамыев также возглавляет Общественное объединение "Школа экологии души «Тенгри» в поселке Ондугай".

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron