29 июля 2014 г.
Утром решили не спешить, и немного задержаться в этом чудесном месте:
Неспешно собрали лагерь, и выехали в 10 утра:
Выбрались на дорогу
Сразу же начался 8-километровый мегаподъём, предстояло поднятся на 830 метров:
Ещё 20 лет назад этой дороги не было – видно, что для неё вырезана полка в горе:
Поднялись до нижней границы леса:
ЛЭП уходила в сторону по логу, а дорога делала виток серпантина:
Интересная особенность здешнего дорожного строительства – ограждение сделано из дерева, скорее всего, из лиственницы:
С высоты открывался вид на долину Улаатай:
Дорога ползла всё выше:
Далеко внизу просматривался какой-то населенный пункт, скорее всего, Солчур:
С этой точки долина реки Улаатай как на ладони:
На самой верхней полке ограждения не было:
Дорога обогнула вершину, и вышла на пологий участок, до Монголии здесь около 4 км:
На перевале Тэли (2366 м) обо и ступа:
Здесь же остановились, перекусили:
Недалеко паслось стадо овец:
Пастухи:
Спуск с перевала оказался не очень крутым:
Почти сразу началась зона леса:
На всех удобных местах стояли юрты:
Были даже домики с подведенным электричеством – чем не жизнь здесь вдали от суеты
Хороший лиственничный лес:
Здесь, от моста через Сарыг-Холь, можно было поехать по грунтовой дорожке, обозначенной на карте вдоль реки, но реально никакой альтернативной дороги мы не увидели:
Раз другой дороги нет, едем по основной, неожиданный подъём на 60 метров:
Слева внизу небольшое озерцо и стоибище:
Мини-перевальчик 1910 м:
После этого перевальчика пейзаж резко меняется – мы покидаем горную лесную местность и въезжаем в степную:
Дорога идет под уклон, в спину дует горячий монгольский ветер:
Дорога опять подходит вплотную к границе:
Вот и ответвление на Монголию, сюда бы мы выехали, если бы ехали напрямую, без обхода монгольского «языка»
Пограничные столбики:
Подъезжаем к реке Чоза, где у нас первоначально была запланирована ночевка:
Но оказалось, что в реке совсем нет воды – пересохла:
Мы даже спустились к мосту, посмотреть, нет ли воды под камнями, но и там было сухо:
Вдоль реки, как обычно, тянулась узкая зеленая полоса ивовых зарослей:
Далее, вокруг голые сопки и сухая степь, даже скот нигде не пасут:
Дус-Даг это соляная гора, там до сих пор добывают соль, хотя вряд ли это сейчас рентабельно:
На пути очередная река – Торгалыг, неужели и в ней воды нет?
Торгалыг течет несколькими рукавами, и в каждом есть чистая вода:
Здесь же встретили дорожных рабочих, которым мы пожелали выравнять «стиралку»
Последний мост через самую большую протоку:
После моста въезжаем в поселок Торгалыг:
Любопытно, что на карте Тывы есть две реки и два поселка Торгалыг, по разные стороны хребта Западный Танну-Ола, мы на южной стороне:
Но вот Дус-Даг только один, и сразу становится ясно, где мы:
На улицах Дус-Дага (Торгалыг):
Есть тут даже школа искусств..
..и её ученицы:
На выезде из села речка Ак-Тал
..в которой воды снова нет:
Далее, по курсу через 8 км у нас село Чаа-Суур, которое уже виднеется впереди:
Основная дорога зачем-то резко поворачивала вправо, делая большой крюк:
..а мы с дуру поехали напрямик, по грунтовке:
По мере ухудшения дороги, у нас стали закрадываться сомнения:
..и действительно, дорога привела к стойбищу и там закончилась, дальше болото:
Пришлось вернуться назад на 1,5 км, и переходить вброд речушку Курбун-Шиви:
Все эти наши странные перемещения происходили в непосредственной близости от погранчасти, так что в иные времена нас бы приняли за вражеских лазутчиков
Над болотом, которое мы обошли, летали большие птицы, вроде цапли:
Приближаемся к Чаа-Суур:
Время почти 19 часов, а нам надо закупить продукты. Не сразу находим работающий магазин:
Мы здесь не единственные покупатели, причем я заметил, что местным жителям товар отпускают без денег, под запись:
Выясняем у местных, где можно встать на ночевку у воды – говорят, что на речке Доргун:
Заглянул через забор в один из дворов - никакого огорода нет, видать, не растет здесь ничего, из хозпостроек только будка для собаки и столб скотину привязать:
У здешних пацанов тоже велики есть:
Выезжаем из села на север, в сторону речки Доргун:
Немного заплутали в пыльных улочках, пришлось уточнить направление у местных:
..в итоге вместо речки уперлись в какое-то болото с колючими кустами, которые нам попротыкали покрышки и камеры:
Это вообще характерно для Тывы – пустыня соседствует с болотом, видимо, из-за вечной мерзлоты. Пришлось возвращаться в деревню:
Время уже позднее, надо определяться с ночевкой, а мы в деревне. Нашли на окраине заброшенный участок:
У соседей спросили разрешения поставить здесь палатку:
К ним же сходили за водой, её здесь качают из скважины прямо в доме ручным насосом:
На кухне русская печь:
Разбиваем лагерь:
Наша стоянка сразу привлекла внимание, сначала появился хитрый пёс, в надежде чем-нибудь поживиться:
А затем подошёл и его хозяин – молодой парень пастух:
У него мы расспросили про работу – говорит, что пасет чужих личных коров бесплатно, а официально устроен в сельсовете, должность даже не знает. Как мы поняли, это делается, чтобы по отчетности не было безработицы.
Опять, казалось, что мы нарушаем все правила безопасности в Тыве – ночёвка на улице, прямо в глухом населенном пункте, и всех местных мы уже оповестили о себе. Но всё спокойно и доброжелательно
.
Всего за день проехали 59 км, ночевка на высоте 1250 м.
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pjptixvvqtumujudВсе фотки этого дня:
http://fotki.yandex.ru/users/vk5772/album/436608/