Во время нашей недавней покатушки
http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,85/t,39822/start,2040/На Урман, мы обратили внимание, что вверх по р. Таёжная Береть шла хорошо укатанная дорога:
Логично было предположить, что выходит эта дорога на кордон Шкуры (ПСК Союз), где мы уже бывали летом-осенью. Осталось проверить эту гипотезу на практике, совершив круговой маршрут: д. Брод – база СибАвиа – вверх по р. Береть – перевал 670 м – кордон Шкуры – р. Таёжная Береть – д. Брод. Покатушка представлялась весьма простой – всего около 42 км с одним перевалом 670 м. Написали об этом на форуме, но ещё желающих не нашлось.
И вот, на рассвете 28 декабря 2014 г., мы с Первопроходником приехали на его машине в д. Брод, что в 7 км от Маны на р. Береть:
Дорога была присыпана свежим ночным снежком, по которому ещё никто не проехал:
Через 3 км - ручей Прийсковый, он уже окончательно замерз:
Погода была тёплая -8 С, но шёл мелкий снежок:
Широкая лесовозная колея была немного занесена снегом, и мы сбросили давление в колесах – движение стало более устойчивым:
По этой дороге мы уже много раз ездили в разное время года, и зимой лучше всего – не надо объезжать многочисленные лужи, которые здесь никогда не пересыхают:
Через 10 км от Брода – ворота СибАвиа:
Направление на базу СибАвиа:
Но в этот раз мы сворачиваем вправо, вверх по р. Береть, куда ведут следы лесовозов:
По такой дорожке отлично катится со скоростью 15-18 км/ч:
Но вот сюрприз – через 5 км от базы СибАвиа лесовозная дорога уходит в правый приток, к Жистыку (туда я ездил в 2012 г:
http://x-ride.ru/index.php/forum/viewto ... /start,15/" target="_blank" target="_blank , часть 8 )
..а нам надо вперед, вверх по р. Береть, туда ведет только снегоходный след:
Пришлось ещё сбавить давление в шинах:
Скорость упала до 9 км, но это нормально для рыхлого снега в гору:
У Первопроходника шины поуже моих, и он не рискнул сильно снижать давление в них, в результате его вел периодически зарывался в снег:
Примерно через 1 км такого гемора, Первопроходник заявил, что это не езда, а **---***, и предложил вернуться назад. Вполне логичное решение в данной ситуации, но здесь надо сказать, что наши велоинтересы близки, но не совпадают полностью: ему по душе покрутить педали в бодром темпе, накатать километраж, посетить знаковые места, а если куда и тащить вел, то в жерло действующего вулкана.
А мне интересно пройти новый маршрут с элементами велоориентирования и даже буреломинга, главное – не возвращаться той же дорогой. Поэтому решили разделиться: Первопроходник развернулся назад, а я продолжил путь вверх по Берети, пообещав, что в 18 часов буду в д. Брод. На крайний случай, по пути есть кордон, где можно переночевать. Местность мне знакомая, навигатор есть, так что беспокоиться не о чем.
Дальше продолжил путь в одиночестве, по снегоходному следу неплохо ехалось, со скоростью 8-9 км/ч
Изредка приходилось пешком преодолевать снежные перемёты:
Через 10 км от СибАвиа развилка: прямо основная дорога дальше вверх по Берети, а поворот вправо ведёт на кордон Шкуры:
Перехожу через небольшую здесь речку Береть по снежному мостику:
Оглядываясь назад, на речку Береть:
Теперь поднимаюсь вдоль притока Берети, след рыхлый, иду пешком:
Чем дальше, тем подъём круче:
Через 3 км от последней развилки взобрался на перевал 670 м. Здесь была связь ЕТК, отзвонился домой, объяснил ситуацию, предположив, что в 18 часов выйду на связь уже в пос. Береть, но, на всякий случай, сказал, что могу и заночевать на кордоне:
Основания для оптимизма были – далее начинался спуск по буранке, удавалось даже ехать:
Но затем начались непонятки: буранка никак не хотела спускаться к кордону, а скакала по вершинам хребта:
У меня выбора не было, приходилось идти по следу, который привел на плоскую лысую вершину со странным сооружением – не то лабаз, не то межгалактическая антенна:
На этой поляне снегоходный след потерялся:
Пришлось доставать навигатор, и идти в нужном направлении к кордону прямо по целине, проваливаясь выше колена в снег:
Это ещё хорошо, что путь был резко вниз:
Впереди показались вагончики кордона Шкуры:
До последней секунды я был уверен, что к кордону снизу ведет накатанная дорога, но подойдя к избушке, никаких следов человека не обнаружил!!!
Пришлось крепко задуматься. Возвращаться назад почти нереально, т.к. предстояло бы круто подниматься по глубокому снегу, что очень тяжело. Оставаться ночевать здесь можно весьма комфортно: изба незаперта, в ней есть кирпичная печь, дрова, полати для сна, посуда и даже всякие крупы:
Но время было всего 14 часов, «солнце высоко», и была слабая надежда, что внизу, по Таёжной Берети есть след снегохода. Поэтому я решил всё-таки продолжить намеченный путь, благо снег был не очень глубокий:
Прошёл мимо строящейся дамбы с прудом:
Некоторое время под снегом угадывался старый след …
… но вскоре он исчез:
Теперь тешил себя надеждой, что будет буранка с Ангалоя, дошел и до этой развилки – ни следа:
Отсюда иду уже вдоль Таёжной Берети, летом здесь вполне проезжая дорога, а сейчас снега почти по пояс:
Каждый шаг даётся с большим трудом, велосипед не то что катить – нести невозможно, приходится его сначала забрасывать вперёд, сантиметров на 40, а затем и самому подтягиваться за ним, опираясь на вел. Такой способ передвижения как-то описывал none в зимнем походе на Черную Сопку.
Скорость получается примерно 800 метров в час, а затраты энергии как при тяжёлом беге. К тому же постоянно существует опасность угодить в незамерзший под снегом ручей:
Вечерело, но пока не теряю оптимизма – надо доползти до развилки на Акшеп, вдруг оттуда будет след снегохода.
Дополз. Вместо снегохода одинокий охотник прошёл на широких лыжах, и всё:
И всё же это лучше, чем пухляк – иногда можно было хоть пустой вел аккуратно поставить на лыжню, чтобы он не провалился в снег:
Темнело и холодало. Я утеплился, чем было, нацепил фонарь, решил, что буду идти и в ночи. Но тут новая проблема: из-за сильного перенапряжения и усталости стало сводить мышцы ног. Это была серьёзная опасность – могло так скрючить прямо на этой лыжне, что даже до дров в лесу не доберешься, а помощи ждать неоткуда. Посмотрел в навигатор – ничего утешительного, до Урманской гравийки почти 10 км, а с такими темпами мне до неё не доползти и за всю ночь. Поэтому решил не рисковать, поберечь силы и встать на ночёвку прямо здесь, где в густой ельник вела маралья тропа.
Велосипед я оставил поперек лыжни – вдруг снегоход какой поедет, сразу увидит. А сам зашёл в лес, нашел поваленное дерево, очистил его от снега – получился диван. Наломал тонких сухих пихт, развёл костёр:
Хотелось пить – с собой был только термос 0,5 л, который давно опустел, последние пару км я уже ел снег. Но теперь рядом с костром обнаружился незамерзший ручей, из него я набрал полный термос ледяной воды, а затем грел её у костра в маленькой металлической крышке. Еды осталось: 200 г печенья, 60 г сыра и два псевдошоколадных батончика. Отключил за ненадобностью оба телефона и навигатор, у костра предстояло провести долгую декабрьскую ночь. Дрова быстро прогорали, приходилось каждый час отправляться за очередной парой сухих пихтовых стволов, а без топора и пилы я мог добыть только сравнительно мелкие деревья. Погода за ночь несколько раз менялась: то в тишине падал снег, то ветер шумел наверху, то на небе мерцали холодные далёкие звезды… Эх, на сколько было бы веселее сейчас, будь со мной моя собака, 8-месячная лайка Дэля, и ей тут столько всего интересного: звериные следы, какие-то шорохи в темноте. И днём от неё была бы польза – помогать снег протаптывать и даже велосипед немного тянуть.
Дома, конечно уже подняли тревогу, но, скорее всего, считают, что я на кордоне заночевал, ведь я сам об этом говорил.
Костер за ночь ушел в снежную яму и периодически требовал принудительного поддува:
Под утро сон стал одолевать, временами я действительно, наверно отключался и не заметил, как прожог сапоги у костра. Бесконечно медленно светало, а чёткого плана дальнейших действий всё ещё не было, думал даже оставить здесь велосипед, и выбираться налегке. Однако, с утра почувствовал неожиданный прилив сил, собрался, вышел на лыжню к терпеливо дожидавшемуся меня велосипеду, стряхнул с него иней, термометр на руле показывал -15 С, и осторожно повел его вперед. Сегодня шаги давались значительно легче, чем накануне вечером: помог отдых и мороз, снег стал потверже, иногда удавалось пройти десяток метров и ни разу не провалиться! Впереди был очередной распадок и снова надежда на хоть какую-нибудь буранку.
И вот, через 800 метров от места ночевки, выхожу на глубокую тупиковую колею от тяжелой машины!!
Это один из самых радостных моментов моей жизни. По колее ехать не получается, но можно идти со скоростью 5 км/ч, что уже очень хорошо!
А еще через 250 м из левого притока примыкает мощная лесовозная дорога
Да, знал бы точно, ещё вчера бы сюда дополз!! Или если бы вдвоём шли, помогая друг другу пробивать колею, добрались бы сюда ещё засветло.
Вскакиваю на велосипед и мчусь по дороге 15-18 км/ч, вскоре проезжаю базу лесозаготовителей:
Оставшиеся 8,5 км пролетаю за полчаса:
Вот уже выезд на Урманскую гравийку:
Накачал колеса до нормального давления:
А там уже до д. Брод рукой подать:
Ещё через 25 минут я в Берети, первым делом выхожу на связь, успокаиваю всех, что я в порядке:
.
Ближайший магазин сегодня, в понедельник, не работает, но у меня осталась ещё пачка печенья, на ней и еду в Маганскую:
В Маганской зашёл в магазин, купил сок, стал ждать электричку. А минут через 10 продавщица попросила меня выйти, т.к. весь магазин заполонил терпкий запах смолистого дыма костра от моей одежды. А приехав домой я заметил, что всё вижу как в тумане, поехал в глазной центр, поставили диагноз – термический ожог роговицы из-за дыма. Прописали капли, и через два дня зрение восстановилось.
Вообщем, нужен спутниковый телефон, дополнительный лёгкий пуховик, большая метал. кружка и аварийный запас еды в виде шмотка сала
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ctwagloxmakjyqalВсе фотки:
https://fotki.yandex.ru/users/vk5772/album/452513/