На въезде в посёлок Рассвет стоит указатель, на котором значится Малая Кеть
(фото не моё):
Однако на карте никакой прямой дороги до Малой Кети нет. Хотя о зимнике, соединяющим Бирилюсский район с Пировским, мне доводилось слышать, в связи с чем я решил съездить туда в зимнее время.
Планировалось проехать через следующие населённые пункты: Суриково, Рассвет, Мендельский, Малая Кеть, Чайда, Большая Кеть. Была вероятность, что зимник проходит в стороне и от Малой Кети, и от Чайды с Большой Кетью, сразу на Бушуй:
http://maps.yandex.ru/?rtext=57.004846% ... rasnoyarskВелосипедный путь начал с Сурикова. Прибывать туда было удобнее утром, поэтому поехал туда поездом Ачинск - Лесосибирск в ночь на четверг (на 5 марта), когда он идёт ночью (а так обычно днём). В Ачинск отправляться решил утром 4 марта на автобусе.
Прибыв в Ачинск, вселился в комнату отдыха на жд вокзале на 12 часов, чтобы вечером поспать перед ночной дорогой. В Ачинске дует западный ветер, всё занесено снегом. Тем не менее, скатался до станции Тимонино и посёлка Тимонино (разные населённые пункты). Комната отдыха обошлась мне в 492 рубля, а велосипед попросили сдать в камеру хранения, а это ещё 150 рублей, сославшись на то, что в фойе комнат отдыха его некуда поставить. Хорошо, хоть разбирать не пришлось. На самом деле его было куда поставить, но мне не хотелось спорить.
Поезд Ачинск - Лесосибирск является пригородным, на который распространяются правила проезда в пригородных поездах (в т.ч. и правила перевозки велосипедов в таких поездах). Хотя поезд представляет собой один плацкартный вагон на тепловозной тяге. Посадка производится через рабочий тамбур, а в нерабочем можно перевозить велосипеды.
В автобус Красноярск - Ужур сел без проблем, а вот при посадке в поезд разъездная кассирша стала артачиться, дескать, это в электричках велосипеды возятся в тамбурах в неразобранном виде, а вот этом поезде положено снимать оба (!) колеса. Никакие мои уверения в том, что в правилах нет разделения на электрички и пригородные поезда на локомотивной тяге, не убедили ("Мы лучше знаем"). Однако колёса всё же снимать не пришлось, погрузил велосипед в нерабочий тамбур, как и положено. Там даже два или три велосипеда влезет.
(Когда я в сентябре 2014-го ехал таким же поездом с Аскиза в Абазу, мне так и сказали: у нас как в электричках - в тамбуре в неразобранном виде. Правда, обругали потом, когда я захотел выйти в нерабочий тамбур посмотреть в торцевую дверь и сделать пару фоток.)В поезде (точнее, в единственном плацкартном вагоне), несмотря на его высокую заполненность (многие ехали от начала и до конца), даже удалось поспать, хотя ехать было всего 2,5 часа: с 2:00 до 4:25.
По прибытии в Суриково выяснилось, что зал ожидания в вокзале всё-таки есть, чему я очень обрадовался (думал, что его таки нет). Хотя лавки там были с подлокотниками, из-за чего разлечься на них было решительно невозможно. Вот бы где не помешал надувной коврик, хотя стоит он 4-5 т.р. Но немного поспать всё-таки удалось.
Когда я готовил завтрак на платформе, там стояли путейцы и предложили пойти в их домик неподалёку, а заодно и набрать кипятка в термос. Я с радостью поблагодарил их и принял их предложение. Заодно и расспросил про предстоящий путь, про дорогу на Малую Кеть. Они сказали, что дорога действительно есть, рассказали, как проехать. Также выяснилось, что есть дорога и в Пировский район, но не на Бушуй, а вдоль железной дороги, через Чайду на Малую Кеть. Они сами там ездили зимой, но, по их словам, если ехать с Малой Кети в Рассвет, заблудиться легче лёгкого. Поблагодарив их за информацию, я отправился в путь.
Время 8:40. Погода ясная, но морозная: около -20:
До посёлка Рассвет было всего около 6 км:
Дорога ровная, идёт сначала вдоль железной дороги, справа, а потом сворачивает направо, на восток. На въезде в посёлок стоят стела и указатель расстояний:
Проехав через посёлок, упёрся в Т-образный перекрёсток. Куда ехать дальше? Знака направления главной дороги нет. На улице никого, спросить не у кого. Путейцы сказали, что надо просто проехать прямо через весь посёлок. Вроде сказали и о том, что надо держаться левее. Но я сначала свернул направо, а потом понял, что надо всё-таки
налево, поскольку железная дорога осталась там. И вскоре убеждаюсь, что я на верном пути.
Далее въехал в деревню Кемчуг:
Там уже стоял-таки знак направления главной дороги - направо. За деревней дорога вышла к мосту через Кемчуг:
Перед мостом дорога повернула налево, а справа примкнула ещё какая-то дорога. Перед поворотом стоит указатель на Мендельский и Малую Кеть:
Мост через Кемчуг:
Виды с моста:
За мостом вскоре пошли первые горочки.
Здесь ещё ровная и прямая дорога.А здесь уже первый подъём.Развилка совершенно одинаковых дорог, еду прямо:
Далее выехал к очередному перекрёстку, где главная дорога меняет направление (в данном случае поворачивает налево). Именно здесь и начинается зимник на Малую Кеть, ехать нужно прямо. Справа лежат штабеля леса.
Однако я по ошибке свернул налево по главной:
Ещё одна развилка, это просто две дороги противоположных направлений, далее они сойдутся:
Выехал к переезду через лесосибирскую ветку:
Вид в противоположном направлении. Две дороги сошлись перед переездом.
Вскоре - очередная развилка. Поехал налево:
Это оказалась объездная, а справа остался некий посёлок. Решил заехать в него с севера, где кончается объездная.
Конец объездной. Дорога с посёлка примыкает справа.На въезде никакого знака не стоит.
Доезжаю до железной дороги, ищу остановочный пункт. Рыхлая тропа к железной дороге:
Остановочный пункт. На табличке значится "Ганина Гарь". Подумав, что и посёлок так называется, возвращаюсь на дорогу.
Далее дорога пошла сначала на север, северо-запад, но потом повернула явно на запад, северо-запад, но меня это не смутило, т.к. я предполагал, что скоро она повернёт на восток. Но поворота всё не было.
Поворот основной дороги на запад.
Мимо проезжали лесовозы, туда порожние, обратно гружёные. И вот, наконец, навстречу проезжает легковушка. Останавливаю, спрашиваю, верно ли еду на Малую Кеть. Тут-то и выяснилось, что я уже километров на 15 уехал в сторону от места, где начинается нужная мне дорога, что она начинается там, где лежат штабеля. А ещё там есть какая-то заброшенная деревня, ничего похожего на которую я не видел. А эта дорога, по которой я еду сейчас, ведёт в тайгу на 90 километров. Вот бы уехал...
С тяжёлым осознанием того, сколько лишних километров мне предстоит навернуть, я поехал назад. Уже потом смекнул, что надо было попросить водителя подвезти меня до точки сворота - и силы не пришлось бы тратить, и с пути бы не сбился. Велосипед разобрал бы, если что. А так сейчас придётся ещё эти штабеля искать, а я уже успел забыть, где их видел. Уже сейчас, когда пишу этот отчёт, смекаю, что можно было посмотреть фотки.
На обратном пути к посёлку:
На сей раз решил заехать в него с юга, в поисках злосчастных штабелей.
Знак на въезде говорил, что посёлок называется... Мендельский! Это как же? А о.п. - Ганина Гарь!
В посёлке есть клуб, не знаю, действующий ли:
В посёлке, на счастье, вижу местного мужика, расспрашиваю его о дороге. Из разговора с ним я наконец-то вспомнил, где видел штабеля, и что заброшенная деревня - не что иное, как Ганина Гарь. Еду назад, выезжаю из посёлка.
Вернулся на ключевой перекрёсток. Теперь надо поворачивать налево. Направо - Рассвет, прямо - заброшенная деревня Ганина Гарь, которую и имел в виду водитель легковушки, и по которой был назван остановочный пункт (первоначально - разъезд, а раздельные пункты на железной дороге часто называют от балды, по ближайшему населённому пункту, даже если до него с десяток километров и нет никакой дороги).
За перекрёстком - таблички:
До пункта назначения, станции Малая Кеть - 42 км. Там и решил сегодня ночевать. Зал ожидания должен быть, по словам мужика в Мендельском.
Неудивительно, что я их не заметил. Ну что за дела - трудно было поставить их
перед перекрёстком? Это как знак "Уступите дорогу"
за перекрёстком поставить...
И вот я на нужной дороге.
На противоположной стороне нулевого километрового знака значится "10". Мужик в Мендельском говорил, что через 10 км дорога должна была выйти на ЛЭП и пойти по ней, так что там, скорее всего, начнётся новый километраж.
Пока дорога идёт по лесу.
Проехал знак 10-го километра (на противоположной стороне значилось "32", так что моя гипотеза о километраже подтвердилась), но на ЛЭП дорога не вышла. Не произошло этого и через километр. К ЛЭП дорога вышла через 12 км после начала, после чего повернула на неё, налево. Всё в соответствии с устным описанием.
Справа примкнула ещё какая-то дорога, также шедшая по ЛЭП:
А прямо шла просто просека, видимо, нечищенная дорога:
Позже, после просмотра карт, выяснилось, что это и есть дорога (точнее, направление) на Бушуй.
Теперь дорога идёт по ЛЭП:
Летом, по словам местных, тут болото, проехать невозможно, а сейчас едется легко. Хотя опоры ЛЭП как-то стоят ведь, и не падают:
Вскоре встретил снегоходера на Буране, у которого расспросил о дальнейшей дороге. Он сказал, что далее дорога уйдёт с ЛЭП вправо, а дальше до Малой Кети накатано. Вообще снегоходных следов (буранок) тут очень мало, по сравнению с окрестностями Красноярска. Если бы деревня Кемчуг находилась близко к Красноярску, то вся одноимённая река уже давно была бы изъезжена снегоходами. Иногда встречались и лыжни, но исключительно от широких лыж и довольно редко.
Переход дороги на другую сторону ЛЭП:
Теперь по правую сторону ЛЭП:
Сворот дороги с просеки:
Снова по лесу:
Переезд через р. Малая Кеть:
Р. Малая Кеть:
Подъём с долины Малой Кети:
Вскоре справа примкнула какая-то дорога. Неудивительно, что если ехать с Малой Кети, нетрудно уехать не туда.
Вид со стороны Малой Кети. На Рассвет -
направо.
Вскоре проехал мимо кладбища. Снега немерено: не меньше метра.
Туалет без двери, к которому нет тропы, и крест рядом. Зачем он там?
И после кладбища выезжаю на Т-образный перекрёсток:
Куда ехать дальше? Подумав, что железная дорога справа, а слева - прочищенная лесорубами дорога с Алтата до Малой Кети, сворачиваю направо.
Проехал уже 4 км, а Малая Кеть всё не показывается.
Вскоре меня нагнали двое мужиков на пикапе. Мужики то ли азербайджанцы, то ли грузины, но скорее всего грузины. Я слышал, что здесь на лесозаготовках работают узбеки, но чтобы грузины - никогда не слышал.
Выяснилось, что я опять свернул не туда, и мне надо было влево. Никакой дороги (прочищенной) с Алтата нет, и железная дорога слева, а не справа. Я вспомнил, что, возвращаясь с Мендельского к началу дороги на Малую Кеть (к штабелям), я пересекал железную дорогу, и она осталась
слева. Поблагодарив их, возвращаюсь назад. А дорога, на которую я свернул по ошибке, привела бы в тупик, куда, собственно, и ехали мужики.
От развилки до Малой Кети было всего порядка двух километров.
На въезде в Малую Кеть:
Станция Малая Кеть:
Посёлок с правой стороны железной дороги (если ехать в Лесосиб), а вокзал с левой стороны. Ищу переезд, но не нахожу. Решаю перейти пути пешком.
Однако на противоположной стороне железной дороги дорога была, да и переезд, как оказалось, есть. Подъезжаю к вокзалу.
Вид на станцию в сторону Лесосибирска. На противоположной стороне видна основная застройка посёлка.
(Эта фотка сделана на следующий день.)На станции дежурный, оказывается, видел меня ещё утром на станции Суриково, когда собирался ехать сюда на рабочем поезде на работу. Когда я постучал с просьбой открыть зал ожидания, его первым вопросом был: "Это ты с Сурикова на велике доехал?" Мы быстро нашли общий язык, и вопрос с кипятком и ночёвкой был тут же решён.
Сначала я хотел было вернуться в Ачинск на пригородном поезде, который шёл назад вечером, но необходимость повторной ночёвки за 650 рублей (с учётом камеры хранения), а также желание всё-таки довести начатое дело до конца, тем более что дорога до Большой Кети, по словам железнодорожников, есть, вынудили меня всё-таки остаться здесь на ночёвку.
Как видно из фоток, все дороги хорошо укатаны лесовозами. Мало того что укатаны, даже никаких следов вчерашнего снегопада нет. То ли его тут и впрямь не было, то ли раскатать успели. Ездят они там достаточно активно - довольно часто приходилось прижиматься к обочине, иные навстречу неслись так, что сильно обдавало воздушной волной. Мороз был только утром, после обеда ощутимо потеплело, где-то до -8. Солнце днём уже высоко: март.
Треки:Суриково - Рассвет - Мендельский - лесовозка (когда поехал назад, решил не писать обратный путь, а трек зимника записать отдельно);
собственно зимник до Малой Кети (записан чуть не до конца - аккумы в навигаторе сели).
Продолжение следует.