ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 25 11 2024, 22:50

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 142 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Зимний Байкал
СообщениеДобавлено: 12 01 2015, 15:18 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Собираю группу на зимний Байкал. Осталось 1 место.

Начало похода из Иркутска. Запланированы осмотры островов и бухт; посещения священных мест, наскальных писаниц, гротов и пещер; общение с байкальскими художниками и шаманами. Если повезет, то увидим еще и байкальские миражи.

Маршрут
Изображение
6 марта, 1-й день. Иркутск-МРС-Хужир
Едем на микроавтобусе до пос. МРС. 250 км.
Выгружаемся и на велах по проливу Малое море мимо мыса Гыхтэ – грот, петроглиф с изображением всадника, мыса Хрин Ирги (Кобылья голова), остров Огой (буддийская ступа, место камлания шаманов), остров Замогой, Тагайскую бухту и Хужирский залив приезжаем в п.Хужир.
~ 47 км.
Ночлег в Хужире на турбазе.

7 Марта, 2-й день. Хужир-Узуры.
Завтракаем, общаемся, осматриваем достопримечательности (в Хужире есть неплохой музей, посетим мастерску. моего знакомого художника), посещаем Места Силы (молитвенные столбы Сэрге).
Далее объезжаем Ольхон по льду Малого моря (с северо-запада) мимо Сарайского залива, мыса Харанцы, залива Баян-Шунген, мыса Будун, залива Улан-Хушинский, мыса Нюрганский, залива Нюрганская губа, деревни Песчанка, мыса Саса, мыса Зантык, залива Дарлатинский, залива Уларья губа, мыса Саган-Шушун, мыса Хора-Ундур, мыса Хобой (Клык) – разворот на юг – мимо горы Талгай до метеостанции Узуры (+12 км).
~ 52 км.
Ночлег на метеостанции в гостевом доме.

8 марта, 3-й день. Узуры-МРС.
Объезжаем Ольхон с юго-востока. Сразу за метеостанцией гора Раба, на повороте на запад гора Жима на мысе Ижимей (+ 11,4 км), мыс Ухан (+ 28,5 км, торосы, открытая вода), падб Идиба (нерпа). Через пролив Ольхонские ворота мимо залива Тутай (+ 31,7 км) заезжаем по дороге паромной переправы в п.МРС (Сахюрта), + 6 км.
~ 77-78 км.
Ночлег в МРС на турбазе.
Итого вокруг Ольхона 210 км.

9 марта, 4-й день. МРС-бухта Ая.
В МРС посещение стоянки древнего человека, осмотр остатков стен городища исчезнувшей народности курыкан. Подъем на гору Шибэтэ (вид на Сарминское ущелье, где рождается ураганный ветер).
Далее едем в Еланцы (+45 км), посещаем музей, встречаемся с шаманом В.В.Хагдаевым, потом едем на г.Сахаюрту (+ 5 км), осматриваем писаницы (медитация), переезжаем в долину р.Анги - д.Янга - д.Узур - священная гора Ёрд, напротив нее петроглифы - д.Хоторог - устье р.Анга - бухта Ая (+ 20 км).
70 км.
Ночлег в бухте Ая на турбазе.

10 марта, 5-й день. Бухта Ая-Бугульдейка.
Бухта Ая (пещеры и писаницы) - устье р.Анга (здесь под водой видели странных больших человекоподобных существ) - залив Бегул (+ 9 км) - залив Бирхин - утес Саган-Заба (гроты и писаницы) + 9 км, утес Черный, мыс Крестовский (+ 3 км), мыс Бора-Елга (+ 4,5 км), с.Бугульдейка (+ 24 км).
~ 70 км, медитация на писаницах.
Ночлег в Бугульдейке на турбазе.

11 марта, 6-й день. Бугульдейка-Б.Голоустное.
Мыс Белый, мыс Черный, скала Дыроватая, губа Песочная, скальные утесы и сосны, зимовье рыбаков, нежилое Харгино, бухта Сухая, мыс Золотой утес, усадьба лесников в губе Сенная, мыс Б.Колокольный, бухта Песчаная (ходульные деревья, скала Будда, турбаза).
Далее Синичкина бухта, остров Бакланий Камень, мыс Верхние Хомуты, зимовье, Скальная арка, устье р.Еловка, турбаза «Жемчужина Байкала», мыс Роговик, мыс Ушканий, мыс Голоустный (миражи), село Большое Голоустное.
~ 76 км.
Ночлег на турбазе в Б.Голоустном (я там бывал дважды, меня помнят).

12 марта, 7-й день. Б.Голоустное-Листвянка.
с.Б.Голоустное, турбаза Кадильная, мыс Кадильный, мыс Соболев, скала Скрипер, залив Б.Коты, деревня Большие Коты (миражи), скалы Два Брата, мыс Толстый, мыс Сытый, мыс Лиственичный, п.Листвянка, устье Ангары, порт Байкал (+8 км), п.Листвянка.
~ 60-67 км.
Такси до Иркутска. 70 км.
В ночь на 13 марта отъезд поездом.
Итого вдоль Приморского хребта примерно 270 км.

Всего на велосипедах порядка 480 км, из них 210 км вокруг острова Ольхон и 270 км вдоль Приморского хребта. На маршруте с 6 по 12 марта, 7 дней.
Перегоны в среднем по 70-80 км. Предполагается встречный ветер, преодоление торосов и трещин.

Бюджет похода порядка 8 тысяч рублей. Питание в кафе и чай на газовой горелке. Проживание в домах. Едем налегке.

По снаряжению: ветронепродуваемые штаны и куртка с капюшоном, теплая куртка или жилет (на остановки), запасные рукавицы или поги, противоскользящие насадки на ботинки (можно вкрутить в подошву под углом 10-15 коротких шурупов). Сидушка. Летний спальник и коврик (на турбазах может быть холодновато), сменная одежда. Исправный велосипед и шипованные покрышки. Рюкзак 20-25 л или навесная сумка на багажник.
Перекусы покупаем в магазинах, питаемся в столовых на турбазах.

Все расчеты наличными (банкоматов нет).
Питание: кафе и столовые (позы).
Температура ночью минус 20 град., днем - минус 10-15 град.
Толщина льда 1,5 м. Ледовая обстановка http://www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/ice201412.htm
Сотовая связь есть почти везде.

Для справки.
На велосипеде по льду Байкала первый раз я ездил в 2008 г., когда дублировал Великий Сибирский Ледяной поход Каппелевской армии. Потом еще два раза ходил пешком вместе с казаками (в память об этом событии). Имею большой опыт поездок по льду Красноярского водохранилища, озер Хакасии и Монголии. Умею преодолевать торосы, промоины и трещины (сам проваливался дважды и вытаскивал других).
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 18 02 2015, 11:00 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Группа сформирована. Маршрут переработан наоборот, чтобы ехать по ветру. Начало - в Листвянке, окончание - в МРС. Сроки те же. Встреча с шаманом будет.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 26 02 2015, 18:11 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Пугают открытой водой, ситуация сейчас изучается. Тем не менее, поход состоится, пусть и с корректировками. Возможно, часть Ольхона придется проехать посуху.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 01 03 2015, 22:30 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Судя по космическим снимкам, ледовая обстановка на Байкале сейчас благоприятная, вода замерзла, лед чистый
http://www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/150227/150227.jpg. Из Б.Голоустного сообщают, что вчера от Листвянки до Ольхона прошли несколько канадских буранов. Вдоль берега по льду гоняют и на легковых машинах.

Однако сложности могут быть при объезде о.Ольхон. Жительница Хужира пишет, что в этом году, очень непредсказуемая обстановка на Байкале, впервые такой ненадежный лед из-за необычно теплой зимы. Неделю назад вокруг Ольхона путешествовал турист.Была очень большая трещина около Жимы, которую он с трудом как-то перешел, после чего за ним открылось море. Велосипедисты пытались объехать трещину и не смогли, вернулись обратно. Потом около Идебы тоже похожая ситуация и в Малых воротах. Турист натерпелся и получил стресс, сам не смог закончить путешествие и вызывал помощь. На машинах Хобой объезжают стороной.

Об этом же информирует и житель Иркутска:
...В этом году у нас на Байкале сложились исключительные условия. Настолько исключительные, что я бы предложил отказаться от поездки на Байкал в самой категоричной форме. В этом году у нас сорвалась гонка "Ледовый шторм". Обсуждения на местных форумах не дают даже самого общего представления о том, что там на самом деле творилось. Реальная же обстановка такова. Все сроки замерзания Байкала уже давно прошли, но южнее Ушканьих островов он так и не встал! Буквально на прошлой неделе мои знакомые, опытные путешественники, не смогли от Узур добраться до Ушканьих островов. Обход острова Ольхон со стороны большого моря в принципе невозможен - везде открытая вода. Малое море замерзло надежно, но из-за сильных перепадов температур там свирепствует Сарма необычайной для этого времени года силы. Открытыми ото льда остаются обширные пространства южнее Ольхона. Слабые припои моментально отрывает сильным ветром, дующим из Баргузинской долины и собирает их в торосы высотой до 2-3-х метров. Ни одна из официальных транспортных магистралей в юго-западной акватории Байкала до сих пор не открыты. МЧС постоянно распространяет предупреждения о сложной обстановке на Байкале. Есть открытые поля воды даже в Култукском заливе. Есть мнение, что даже в марте ничего не изменится и Байкал уже не замерзнет. Но даже если это произойдет, то передвигаться по нему будет крайне сложно из-за торосов и трещин. Я уже говорил, что мои друзья - Света и Дима Ширшовы, опытные путешественники несколько раз прошедшие зимой по Байкалу, в этом году хотели повторить свое путешествие. С учетом ледовой обстановки на юго-западе, они планировали проехать Ольхон по суше до Узур и только там спуститься на лед Байкала. По узкой полоске льда они добрались до Ушканьих островов и оказались со всех сторон окружены водой. Они вернулись к Ольхону и поехали со стороны большого моря на юг. Там их снова встретила вода. Тогда они переехали на другую сторону Ольхона - в Малое море. Там на них обрушился сильный встречный ветер из Сарминского ущелья. Дима при температуре -10 градусов сильно обморозил лицо, и им пришлось вернуться в Иркутск.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 02 03 2015, 10:09 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Достигнуты необходимые договоренности по местам ночлега/питания/помывки и доставки-эвакуации, а также о встрече с шаманом.

Окончательный график маршрута:

6 марта, 1-й день. г.Иркутск-п.Листвянка (музей)-порт Байкал-с.Б.Голоустное
70 км
Такси от Иркутска (микроавтобус Форд-Транзит) до Листвянки: ж.д.вокзал в 09.00, аэропорт в 09.30. 80 км. 2900 руб./группа.

7 марта, 2-й день. с.Б.Голоустное-с.Бугульдейка, мраморный карьер
80 км

8 марта, 3-й день. с.Бугульдейка-Бухта Ая (писницы, пещеры)-с.Еланцы
90 км, ночлег в юрте шамана.

9 марта, 4-й день. с.Еланцы (общение с шаманом, музей)-п.МРС
Полудневка. 50 км

10 марта, 5-й день. м.МРС-метеостанция Узуры
80 км

11 марта, 6-й день. м/ст.Узуры-п.Хужир (музей, картинная галерея)
50 км

12 марта, 7-й день. п.Хужир-п.МРС (писаницы, старинная крепость)-г.Иркутск
50 км
Такси из п.МРС в 19.00: ж.д. вокзал, аэропорт. 250 км, 8000 руб./группа. Прибытие в Иркутск в 23.00.

Участников пока пятеро, шестая ждет дешевых билетов.

Бюджет 9-10 тыс. руб.

Медицину каждый берет под себя, общая аптечка будет у меня (но очень скромная). Ремкомплект для велосипеда - аналогично, на других не надеемся.

На одной турбазе мне сказали, что повара у них зимой нет и готовить придется самим из того, что купим в соседнем магазине. Печка есть, посуда тоже.
На других турбазах кормить будут.

У каждого на маршруте должно быть 1,5-2 л воды. Лучше в термосе, потому что в бутылках замерзнет. Я беру и термос, и бутылку, которую прячу в рукавицу и в запасную шапку - хватает до обеда.

Про перекусы. Обычно утром я завариваю кашу и кладу ее в специальный термос, так что обедаю горячим. Плюс бутерброды и сникерсы.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 04 03 2015, 20:12 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Вот и пришло наше время. Завтра отъезжаем.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 04 03 2015, 23:47 
Не в сети
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 23.05.08
Сообщения: 58
Откуда: Зеленогорск
Счастливого пути... Ждем отчётов и информации о ледовой обстановке (сам планирую через 10 дней на Байкал с Велотомском)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 14 03 2015, 12:48 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Поход закончился вечером 12-го, как и планировалось. Серьезных происшествий не было, но в разрывах байкальского льда умудрились искупаться почти все.

Сейчас, сидя у компа в теплой квартире, все кажется таким далеким и как бы из другой жизни: прогибающийся под нашим весом лед, метровые трещины, бескрайние поля торосов, мороз, шквальный ветер и... неописуемые красоты.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Писаниц не нашли и в пещеры не полезли. Зато побывали во многих других уникальных местах и обрели незабываемые знакомства.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

У знаменитого Валентина Хагдаева заново перепрожили жизнь.
Изображение

К сожалению, из шести участников до финиша добралась только половина: Владимир Павлов из Москвы, Вадим Малаховский из Северодвинска и я. Из-за физической неподготовленности на 2-й день путешествия с маршрута сошла москвичка Ксения. Где-то на 4-й день на постое у шамана остался заболевший гриппом Илья из Перми. А следом простудился и Максим из Москвы. Тем не менее, в Иркутск мы вернулись все вместе. Спасибо всем за участие и до новых встреч.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 15 03 2015, 10:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
А теперь подробности. Здесь и далее фото мои, Владимира Павлова и Ильи Ершова.

В Иркутск я прибыл поездом, доплатив за право провезти велосипед в своем вагоне 93 руб. (отдельная багажная квитанция, покупается в билетной кассе при предъявлении билета, на обратный путь квитанцию не продают). Никаких проблем с посадкой в вагон не было. Вел уложил поперек полок и впервые мне проводники не сделали замечания. Все по новому закону!
Изображение

Загрузился в заранее заказанный комфортабельный автобус "Газель Next" (водитель Евгений, тел. +79526247178, очень пунктуален и доброжелателен). Вот такой:
Изображение

И переехал в аэропорт, где собрались остальные участники группы.
Изображение

Знакомимся прямо в ходе погрузки: Максим, Ксения и Владимир из Москвы, Илья из Перми, а Вадим из Северодвинска Архангельской области.

Илья оказался единственным человеком в каске.
Изображение

Ксения.
Изображение

Владимир.
Изображение

Вадим.
Изображение

Максим.
Изображение

Ну и я: еще не обмороженный.
Изображение

По дороге заезжаем в пару местных спортивных магазинов (всегда что-то дома забудешь).
Изображение

Проехав около 70 км, разгружаемся в на берегу Байкала около лимнологического музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.
Изображение

Изображение

Название озера Байкал производят от якутского бай - "богатый", кель (кёль) - "озеро", т. е. "богатое озеро" (рыбой). По другой версии, слово Байкал происходит от тюрко-монгольского "байгал" - "большой водоем", "множество воды", "обширный бассейн". Прибайкальские буряты называют озеро Байгаал-Далай - "обширный или большой водоем, как море" (далай). Эвенки называют это озеро Лама ("море").
Из русских первым достиг берегов Байкала землепроходец Курбат Иванов, который в 1643 г. по рекам Лене, Иликте и Сарме вышел на берег Байкала около о. Ольхон и назвал озеро по эвенкийски - Лама. Но позже озеро стали называть Байкал или Море Байкал: см. карту в Чертежной книге Сибири С.Ремезова, 1701 г.
Изображение

Исследования музея сосредоточены на эволюции экосистемы озера Байкал. Впечатляют качество экспозиций, аквариумы с живыми обитателями пресноводного моря и виртуальное погружение в его глубины в задраенном изнутри глубоководном батискафе "Пайсис-XI".
Изображение

Изображение

Немного ошарашенные информацией, обедаем омулем горячего копчения в ближайшей кафешке.
Изображение

Время летит незаметно и я предлагаю в этот раз все же не ездить в порт Байкал, иначе в Б.Голоустное мы доберемся лишь глубокой ночью.

На лед выбрались в конце поселка Листвянка (назван так по обилию растущей здесь лиственницы).
Изображение

Неслабый ветер дует в спину, как мы и рассчитывали при планировании маршрута.
Изображение

Медленно продвигаемся вдоль берега по плохо накатанному следу.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Следы цивилизации.
Изображение

Относительно ровного льда около берега немного - далее идут торосы. Пока они нам еще в диковинку.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Около Листвянки кипит жизнь и нам постоянно кто-то встречается.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно уходим от берега все дальше: туда, где лед ровнее и чище.
Изображение

Изображение

Изображение

Но так длится недолго. Ближе к мысу Кадильный лед опять весь изломан. Причина в теплых подводных течениях.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Кадильным мыс назван потому, что здесь долгое время выжигали известь. Он прежнего печного производства остались громадные сооружения.
Изображение

Изображение

Сейчас же здесь находится кордон Прибайкальского национального парка. На нем постоянно проживает егерь, есть два гостевых домика, баня и пирс для швартовки катеров. Удобства на улице.
Падь Кадильная является заповедной зоной, ее посещение регламентируется законом об особо охраняемых территориях.
Изображение

Изображение

Изображение

Доброжелательно настроенный егерь (с его женой я знаком по прошлым поездкам) нам поясняет, что лед в том месте, где мы только что проехали, встал буквально вчера. Да мы и сами это видели по толщине трещин в 10-15 см. Еще удивлялись, что лед под нами как бы прогибается. Но страха тогда еще не было.
Изображение

Изображение

Егерь рекомендует далее ехать по прибрежной тропе.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Наша тропа забирается все выше, а лед внизу давно окреп. И мы отчаиваемся на рискованный спуск. Благо, что опыт подобного у меня уже имеется: подобной сыпухой еще недавно я лазил в жерло вулкана в Индонезии. Ребята мне доверяют.
Изображение

Изображение

В село Б.Голоустное добрались затемно.
Изображение

Большое Голоустное (от "голое устье") возникло и развивалось в связи с водным торговым путем между Россией и Китаем: суда из Иркутска по Ангаре и Байкалу добирались до дельты реки Идин-Гол (в русской транскрипции - Голоустная), и уже отсюда пересекали Байкал с расчетом выйти в дельту реки Селенга. Со временем около поселка был построен специальный причал, остатки которого сохранились до сих пор.
Изображение

В соответствии с договоренностью, на турбазе "У Михалыча" нас ожидали теплые 2-местные домики, а в столовой - большой выбор бурятских и русских блюд.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Конечно, с устатку и за знакомство и водочки немного выпили. А заодно прослушали красивую легенду о истории заселения этих мест (600 лет назад). Пересказывать не буду - лучше самим все послушать. И насладиться кружевными декорациями из конского волоса талантливой бурятской художницы Анжелики Алсаткиной.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В общем, первый день прошел хорошо.

Телефон для связи с хозяйкой: +79148996454, Людмила Федоровна. Сайт http://ybaikala.ru, почта sigaevalf Ф mail.ru.
Переночевали за 500 руб./чел. Туалет был на улице (комфортные номера стоят дороже). Баня обошлась в 500 руб. на всех. Ужин стоил 200-250 руб. (всевозможные салаты, сагудай из омуля, позы с рубленным мясом изюбра, кофе).
Номера лучше бронировать заранее (за это платить не нужно).

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 16 03 2015, 09:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Второй день путешествия начался с сытного завтрака в соответствии с заявками, оставленными с вечера.
Изображение

Забегая вперед отмечу, что нигде более к нам не было столь подчеркнуто доброжелательного отношения. Может сказалось, что я здесь уже в третий раз? Или то, что велосипедисты здесь бывают не часто? В любом случае, "грязные носороги" у хозяйки гостевого двора всегда могут рассчитывать на особое отношение.
Изображение

Короткие сборы и под звон колоколов мы отправляемся в местный Свято-Никольский православный храм.
Изображение

Надо бы свечку поставить Святителю Николаю Чудотворцу - покровителю всех путешественников и заодно поглядеть на его икону, о которой вчера нам так красочно рассказывала Людмила Федоровна. Изображение

Первую часовню в Голоустном построили в 1701 году. Приход освятили в 1867. Позже на средства местного мецената Андрея Шаровского была сооружена церковь святому Николаю — покровителю мореплавателей. В 1937 году церковь закрыли, колокола сняли, иконы сожгли, а в помещении храма открыли клуб с танцами.
Работы по реставрации церкви начались в 1988 гю, а в 1995-м состоялись первые богослужения. Однако вечером накануне Пасхи в 1998 году церковь сгорела дотла. Впоследствии храм снова восстановили, но он опять сгорел. Сейчас все отстроено уже в третий раз и, наверное, в последний. Потому что нынешнее здание охраняет недавно восстановленная икона Николая Чудотворца, некогда утраченная.

История эта похожа на легенду: когда НКВД-шники жгли иконы, то из костра выпала часть руки с куполом и стопа деревянной скульптуры Николая Мирликийского. Одна из местных женщин спрятала обгоревшие деревяшки в своей одежде, вынесла их с пожарища и тайно хранила до нынешних дней. Но вот однажды бабушка по телевизору увидела в церкви В.Путина с Д.Медведевым, после чего призвала к себе священника и передала ему бесценные реликвии. Вскоре скульптура была восстановлена и в 2004 г. трехдневный крестным ходом торжественно перенесена из Иркутска в Б.Голоустное.
Изображение
Судьба у скульптуры вообще очень не простая - она появлялась в церкви четырежды. Сначала в XVII веке, когда ее нашли в устье реки Голоустной. Затем скульптура дважды исчезала и вновь являлась, оказывая на людей чудотворное влияние: исцеляла больных, спасала рыбаков, дарила бесплодным женщинам беременность.

Село Большое Голоустное образовалось в 1673 г. на месте казачьего караула и Голоустненского зимовья - последнее служило опорным пунктом единственной казенной зимней переправы через Байкал на восточный берег озера в село Посольское. Эта переправа являлась частью Великого чайного пути из Китая в Европу.

В 1920 г. здесь проходили отступавшие каппелевские войска: после падения Омска в ноябре 1919 г., Русская Армия совершили беспримерный 3000-километровый пеший поход в Забайкалье, не имеющий аналогов в мировой военной истории. 10–11 февраля отступавшие войска совершили 48-километровый переход по льду озера из Большого Голоустного на восточный берег – ст. Мысовую (г.Бабушкин). По свидетельствам очевидцев, след дороги был отмечен тремя сотнями павших лошадей.

Пока то да сё, начался нешуточный горный ветер под странным названием Тархаиха. И это при минус 20! Пока он дул в спину, было еще терпимо. Но потом его направление стало часто и совершенно непредсказуемо меняться, так что удерживать велосипед даже под наклоном удавалось не всегда. Временами уже и ехать не удавалось и я просто пережидал очередной порыв, зажав оба тормоза. Один раз не удержался и упал. Велосипед из-под меня выкатился и его понесло ветром, так что насилу догнал.
В другой раз ветром с меня сорвало шапку. Я летел за ней с немыслимой скоростью и почти догнал, но... впереди запарИла открытая вода и с утратой я вынужден был смириться.

Стали появляться довольно широкие трещины, к которым не все оказались готовы.
Изображение

В результате Владимир, плотно ехавший за мной, проломил уже треснувший лед и угодил в одну из трещин вместе с велосипедом. Сам он по инерции перелетел на другую сторону провала, а вот его байк стал тонуть, ненадолго задержавшись на поверхности из-за объемного велорюкзака. Этих секунд нам хватило, чтобы ухватиться за багажник и, несмотря на странное сопротивление, все же вытянуть вел на поверхность. Даже испугаться никто не успел.
Изображение
Все было как в замедленном кино: велосипед прямо на глазах медленно и уверенно уходил под воду, трещина как бы всасывала его. А когда мы вдвоем тянули байк обратно, Байкал отдавал его нехотя. Я даже удивился: всего-то 13-14 кг (рюкзак был на поверхности) - а в воде весит еще меньше, но вытянуть почему-то не можем.
Изображение

После подобные трещины попадались много раз и байкеры в них все равно ныряли. Бывало, что сразу обеими ногами.
Изображение

Проехав с нами около 10 км, Ксения решила, что этот маршрут для нее слишком тяжел и повернула к берегу. Как потом выяснилось, на пути ее ждала еще одна трещина, преодолеть которую ей удалось только ползком. Так что еще неизвестно, кому в этот день повезло больше.
Изображение
За Ксению переживаем - все таки девушка. Но до берега всего 200 м, а там уже твердая дорога, заблудиться негде. Да и Людмилу Федоровну по телефону я предупредил, чтобы Ксении оказали посильную помощь и поддержку.

А мы настойчиво пробиваемся вперед, мазохично любуясь гигантскими наплесками.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Я также пристально всматриваюсь вглубь Байкала, надеясь увидеть нередкие здесь миражи. Местные жители называют это явление голоменицей – далекие предметы во время перемены ветра как бы приближаются и становятся различимы. Говорят, что иногда из Большого Голоустного можно отчетливо увидеть деревни на противоположном берегу Байкала, расположенные на расстоянии свыше 40 км и недоступные человеческому глазу даже с помощью бинокля. Зимой нависающие надо льдом миражи торосов сливаются с настоящими и пугают путешественников.

Впереди по курсу остров Бакланий Камень (высота 15 м), а в 3-х км за ним - бухта Песчаная.
Изображение

Изображение

Мыс Большая Колокольня (высота 80 м над уровнем озера). Здесь находится самый крутой подводный склон на Байкале – 40–50°.
Изображение

Изображение

Мыс Малая Колокольня (высота 60 м).
Изображение

Вид на самое солнечное место Байкала.
Изображение

В центре бухты расположен стационар Байкальского экологического музея ВСФ СО АН СССР и турбаза профсоюзов "Бухта Песчаная" постройки 1961 г.
Изображение

Изображение

Изображение

Слева - турбаза "Байккальские дюны" и дача иркутского губернатора. А еще левее строится его дочь.
Изображение

Справа расположена метеостанция, работник которой, Сергей Романов, согласился приютить нас, измотанных непогодой, всего за 200 руб./чел. за ночь с условием, что готовить мы будем сами и из своих продуктов. Мы, конечно, не возражаем.
Изображение

Странная судьба у хозяина метеостанции: бывший речной капитан и заслуженный ветеран труда, став пенсионером, он в одночасье лишился дома. Уехал как-то на пару недель, а когда вернулся, то на месте своей усадьбы в центре Иркутска обнаружил... заасфальтированную парковку. Куда только не писал С.Романов в поисках справедливости: все бесполезно. Прописка есть, фото дома - тоже, известен заказчик строительства, а в возбуждении уголовного дела отказывают.
Изображение
Сюжет о Сергее показали даже по центральному телевидению, но это ничего не изменило. И теперь остатки своих дней старик доживает на метеостанции за 5 тыс. руб. в месяц и государственные харчи.

Изображение

Изображение

Местная достопримечательность: ходульные лиственницы. Такого за границей не встретишь. Неким аналогом могут быть мангровые заросли в Индонезии или Латинской Америке.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В этот день при шквальном ветре мы проехали порядка 50 км. Ночевали на кроватях и в тепле.
Ужинали чебуреками из мяса изюбра, которыми предусмотрительно снабдила нас в дорогу Людмила Федоровна. Смотрели видео с ноутбука хозяина и слушали сказки, которые нам с выражением весь вечер читал Вадим.
Изображение

А Владимир наконец-то оттаял свои затопленные вещи.
Изображение

P.S. Сотовая связь в бухте есть, но сигнал довольно слабый, т.к. вышка находится в 40 км, на бурятской стороне.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 16 03 2015, 10:49 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
День третий.

С утра на улице полный штиль. Даже не верится, что вчера такое творилось. Морозно, но теплеет быстро, так что выезжаем при минус 16. Эта температура держится весь день. И мы этому рады, т.к. лед будет более прочным. Со слов метеоролога, в эту ночь впервые за зиму температура воды в Байкале опустилась до 0 градусов.

Завтракаем жидкой похлебкой, сваренной Вадимом из случайно завалявшихся в рюкзаках продуктов. У Сергея поживиться нечем - он сам давно сидит без еды, ожидая заброски с материка. А она задерживается из-за тонкого льда. Отдаем ему половину вчерашнего чебурека и отчаливаем.

Севернее бухты находится почти отвесная лесистая гора, на склоне которой поставлен памятный знак. Это — мыс Красный Яр, а знак стоит в память одной из самых крупных в последние десятилетия трагедии — гибели и последующего «таинственного» и бесследного исчезновения в пучинах священного моря теплохода «Академик Шокальский» вместе с семью членами экипажа. Катастрофа произошла 2 августа 1983 года, как раз в день Святого Ильи, в утренние часы на виду нескольких человек, которые ничем не могли помочь погибающим. В этот день дул порывистый ветер, шквалы которого то и дело меняли направление. От шторма корабль перевернулся, побыл некоторое время на поверхности воды и вскоре навсегда исчез.

Но сегодня ехать намного веселее.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Наверное, мы уже адаптировались.
Изображение

Но не все. Илья, похоже, заболел.
Изображение

В азарте мы аж на 7 км проскочили за п.Бугульдейка, куда планировали свернуть, чтобы осмотреть мраморный карьер. Да и по речке хотелось проехать, которая, в древности не впадала в Байкал, а вытекала из него. Однако Вадим случайно рассмотрел домики на берегу, мы свернули к ним и выехали к заброшенной д.Куяда.
Изображение

Изображение

Которая на самом деле оказалась турбазой, построенной фермером Боргеевым Вячеславом, сотрудником местного МЧС.
Изображение

Изображение

Изображение

Знакомимся. Моя нашивка на куртке о принадлежности к Русскому географическому обществу вызывает уважение.
Изображение

Да и велосипедисты, судя по всему, здесь не частые гости. Поэтому мы очень скоро оказываемся за столом: жир нерпы, замороженный нутряной конский жир "орбин", конская же печень и печень изюбра, две булки хлеба, немного водки и монгольский чай, много чая.
Изображение

Изображение

Изображение

Вадим и здесь в своем амплуа кормильца: ему нравится угощать нас экзотикой.
Изображение

Изображение

Исполнив долг гостеприимства, Вячеслав нас покидает, т.к. его ждут немецкие туристы, для которых он буквально перед нами разделал барана.
Интересный он человек: как и многие буряты, которых мы встречаем на Байкале, он сын русской женщины - "семейской" старообрядки. И потому толерантен, знает историю и традиции своих предков, чтит законы природы.

А мы выезжаем на гравийную дорогу, ведущую в райцентр Еланцы, на встречу с Ольхонским шаманом Валентином Хагдаевым.
Изображение

Изображение

Изображение

Илья температурит и с середины пути пробрасывается в Еланцы на попутном грузовичке.

Образец типичной деревенской архитектуры: ладные дома смотрят на тракт тремя окнами.
Изображение

Памятник участникам войны из местного мрамора.
Изображение

P.S.
Если кто окажется в тех краях, то вот координаты: Боргеев Вячеслав Ларионович, тел.89021709137, baikal Ф rambler.ru, http://www.buguldeika.ru.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 16 03 2015, 19:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Третий день, продолжение.

В тот же день, к вечеру, мы приехали к шаману. Принял он нас довольно радушно, хотя до этого мы и не были с ним знакомы лично - только переписывались "В контакте".

Отдышались, расселились, начали готовить ужин, затопили баню (по-бурятски - халун гэр, теплая юрта) и потекла неспешная беседа о том, о сём, но только не о духах предков и бурятской истории: присматривались, что ли друг к другу?
Изображение

Валентин Хагдаев оказался довольно крупным мужчиной прямо-таки богатырского телосложения, немного романтического склада ума и при этом очень начитанным и эрудированным. В его высказываниях чувствовалась основательность носителя глубинной мудрости - древнего знания, существовавшего задолго до появления мировых религий.
Однако это не навязывалось искусственно. Во всем демонстрировался лишь возможный пример для подражания, оставляя решение за собеседником: ведь "истина в середине нашего пути".
В общении Валентин оказался прост, открыт и свободен от безапелляционностей и догматов.

Многое в этот вечер всколыхнуло наш разум. Например, мало кто задумывался о том, что:
- шаманизм и русское язычество имеют одни корни - обожествление природы;
- современные религии принципиально отличаются от шаманизма идеологическим насилием и физическим истреблением инакомыслящих.

За годы шаманских практик, Ольхонский шаман-боо разработал нечто вроде заповедей, которые напечатал на обороте своей визитки:

- каждый народ оригинален и неповторим, и созданный им язык, фольклор, традиции и обычаи, история и героика несут черты своеобразной самобытности, внося свой бесценный духовный вклад в сокровищницу мировой человеческой истории и культуры. Гибель одного народа, одного языка и культуры - это трагедия всего человечества;

- шаманизм - это любовь и почитание родного языка, фольклора, родословных преданий и легенд, традиций и обычаев своего народа; это культ священного Огня, Великих Предков, Владык местностей, Неба, Земли, Солнца и Луны; это почитание Творцв Вселенной - Природы Матери; это жить в гармонии с самим собой, с людьми вокруг, с Природой, т.е. не делать другим того, чего не желаешь себе;

- Небо покровительствует тому, кто придерживается в этой жизни благой доброй воли, традиций и обычаев своего народа, мудрости и справедливости во всех делах, поступая по совести и соблюдая законы своего государства, ибо: воздержание от убийства живых существ - есть проявление благой воли: не брать того, что не дадено - есть проявление обычая; запрещение половой распущенности - есть закон; воздержание от вина, водки - есть проявление мудрости; не говорить неправду - есть проявление справедливости.


Вроде бы все очевидно, но поступать так в современном социуме совсем непросто. Характерно, что за несоблюдение данных правил шаманские Боги не карают. Это вопрос личной совести и посмертного воздаяния.
Пожалуй, понимание этого мне дается чуть легче в силу подготовленности предыдущими путешествиями по Монголии, Бурятии, Тибету, Горному Алтаю и Тыве - странам Великой Степи. Марко Поло, Чингисхан, Александр Македонский - все они почти зримо присутствовали в этот вечер в общем-то обычном доме шамана.

Чем занимается Валентин Хагдаев? На визитке написано, что он:
- проводит традиционные обряды и ритуалы,
- читает лекции по истории и культуре бурят-монголов,
- лечит методами народной медицины,
- проводит экскурсии по шаманским местам,
- предсказывает по книге монгольской астрологии "Зурхай
".
Теперь понятнее стала тяга к шаману президентов, министров, олигархов и даже олимпийских чемпионов, а также его широкая известность среди шаманов Мексики, Чили и Перу.

Заинтригованные, ребята просят Валентина о проведении для них какого-либо культового мероприятия. И тот не отказывается: мол, примете участие в чем-то подобном на следующее утро в уличной юрте, у костра, согласно традиций.
С тем и расходимся.

Банный замок - сувенир из Мексики.
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 18 03 2015, 10:56 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
День четвертый.

Утром проснулись ни свет, ни заря в предвкушении очередной встречи с Валентином Хагдаевым. Чем-то он нас сегодня удивит?

Однако все, как обычно в этой жизни, начинается с быта: чистим пёрышки, готовим завтрак, ремонтируем снаряжение и велосипеды.

Наконец получаем команду разводить костёр в деревянной юрте. Парни с жаром берутся за дело, но по-городскому неумело. В результате юрта полна дыма и находиться в ней совершенно невозможно. Оказывается, дрова нужно было использовать сухие, поколоть их на щепки, сложить в виде чума...

Постепенно костёр налаживается и к нам выходит шаман в своем колоритном облачении (кстати, без всяких ритуальных нашивок и подвесок, которые я привык видеть в музеях). Он приносит с собой бубен, свечи, пиалу, мешочки с травами и прочие диковинные атрибуты...
Изображение

Валентин освящает костёр, бросив в него пару жменей своей травы. Не пахнет? И добавляет еще. Приятный запах несколько перебивает дымную вонь.
Изображение

Рассаживаемся поудобнее и шаман инструктирует нас: когда во время чтения молитвы он скажет кодовое слово "Сок", нам нужно с одобрением громко и протяжно сказать: "Эй хуры-ы, Эй хуры-ы, Эй-хуры-ы", что означает: " Да сбудется! Да преисполнится! Да дойдут молитвы до цели". Валенти говорит немного приглушенно, речь его мягкая и текучая.

Огнем костра подогревается и подсушивается бубен, шаман пробует колотушкой звук и когда тот становится звонким и протяжным, запевает священную молитву.
Изображение

В переводе она выглядит так:
"О Творец милостивый, дарующий нам жизнь, и смерть, и бедность, и богатство. Все сущее от тебя. Имеющие длинную родословную, имеющие бесконечные предания и легенды, о Предки наши, внемлите и примите наш дар и подношение. О, Боги Тэнгри, внемлите и примите наш дар и подношение. Укрепите наш дух, и разум, и тело. И наставляйте нас на путь истинный, и будьте к нам благосклонны".

Шаман все сильнее бьет в бубен, поет громче и выразительнее. Похоже, что таким образом он впадает в транс. И завораживает нас. Этнические напевы будто уносят в прошлое, к родословным корням и в глубь души. И мы пропускаем обязательное одобрение после сигнального "Сок" - выход Валентина из трансового состояния.
Шаман нам за это мягко выговаривает и снова наставляет: после того, как в очередном напеве он поднимет обе руки вверх, мы тоже должны поднять свои руки и хором сказать "Зэ-э-э!" Это поддержит его и воодушевит на еще более энергичное пение. Чувствую себя несколько по-дурацки, но все же пробую. Получается не сразу. Постепенно я все более погружаюсь в звуки песнопений и мое "Зэ-э" уже звучит вполне гармонично. Я тоже в трансе...
Изображение

Поддерживая шамана, мы, тем самым, и сами участвуем в его обрядах. Возникает ощущение взаимосвязи со всеми, кто присутствует в юрте. И шаман это подтверждает: "Когда мы поем вместе, наши мысли, чаяния, молитвы гораздо быстрее проникают сквозь толщу разных препятствий".

Теперь, когда мы психологически подготовлены, Валентин предлагает ознакомиться с тысячелетним эпосом своего народа. Немного необычно для традиционного шамана, от которого ожидается общения с духами предков и потусторонним миром. Но Хагдаев - шаман необычный. Он культуролог, кандидат наук. И потому рассказывает нам о Гэсэре, сыне небесного божества, посланного в мир для борьбы со злом, освобождение людей от несчастий и бедствий, уничтожения звериного закона пожирания слабых сильным.
Изображение

Причина возникшей несправедливости, как всегда, оказалась результатом деятельности богов: один из небожителей, Хан Хурмас, победив в схватке на небе другого небожителя - Атай-Улана, имел неосторожность разрубить того на куски и побросать их вниз, на землю. Где из каждой части поверженного образовались злые чудовища и мелкие бесы, всяческая нечисть и зло, которые заполнили и завоевали землю. С тех пор они:

Всюду шныряют,
Всему мешают,
Счастье отнимают,
Удачи лишают,
Как черви ползают,
Как мухи жужжат,
Свободой пользуясь,
Людям вредят.
Прыгают, носятся на свободе,
Зло свое на жителях вымещают,
Мальчиками родившихся людей изводят,
Девочками родившихся людей умерщвляют.
В истоки рек опускают яд,
Ядовитыми реки делают,
В корни трав подсыпают яд,
Ядовитыми травы делают,
Насекомых вредоносных плодят,
Землю бесплодной делают.
Наводят болезни и мор,
Напускают нищету и разор.
Напускают голод, холод и тьму,
Напускают язву, оспу, чуму.
Напускают распри, слезы и кровь,
Забывают люди жалость, любовь.
Куда ни посмотришь, все люди злятся,
Мертвые повсюду валяются,
А бесы прыгают, веселятся,
А бесы бегают, похваляются.
Богатая жизнь стала бедной,
Жирная жизнь стала скудной,
За что ни схватятся люди — вредно,
За что ни возьмутся люди — скучно.
Болезни, о которых никто не знал,
Людей косят,
Болезни, о которых никто не слыхал,
Стада косят.
Люди плачут и голосят.


Гэсэр уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья, пожирающих людей и скот. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие, гармонический порядок.
Изображение

В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство.
"Гэсэр" - гимн любви к своей земле. "Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу и там он будет побежден".
Со слов шамана, стихотворные строки о народном герое насчитывают более 100 тысяч. Для сравнения: Илиада Гомера состоит из 10 тысяч строк.
Гэсэриада существует в тибетском, монгольском и бурятском вариантах. Последний - самый архаичный из общего центральноазиатского мифа.

Прикрыв глаза, Валентин самозабвенно поет Гэсэриаду по-бурятски, а потом повторяет нам те же строки в русском поэтическом переводе.
Изображение

Нам за ястребом в тучах
Почему б не погнаться?
Родословной могучих
Почему б не заняться?
Тридцать стрел из колчанов
Извлечем и покажем.
Тридцать славилось ханов —
Об отважном расскажем.
Двадцать было ларцов,
Где хранили мы стрелы.
Двадцать было борцов,
А один — самый смелый!
Мы позвать не забыли
Старцев, живших до нас.
Стародавние были
Мы расскажем сейчас.
Как созвездия юга.
Пусть не гаснет рассказ,—
Только слезы у друга
Пусть прольются из глаз.
Будем петь до мгновенья,
Что рассвет нам принес,
Будем петь до забвенья,
До восторга и слез.
Будем петь, чтоб соседи
У окошка столпились,
Чтоб на нашей беседе
Люди в песню влюбились!


По команде шамана подкладываем в костер сухостоя и переводим дух. Оказывается, это был запев.
Подогрев свой бубен, Валентин рассказывает о зарождении мира миллиарды лет назад, а мы одобрительно озвучиваем древнюю бурятскую легенду своим хоровым "Зэ-э".

В потемках далеких времен, во мгле стародавней, как сон,
из тьмы первозданного Солнца
по воле Творца Всемогущего творилась, творилась Вселенная.
За самой ранней порой, когда был безмолвен покой,
когда не небесная цветь – туманная мгла растилась,
когда не земная твердь – вода, как и мгла, колыхалась,
когда не успели раскрыться дневные разводья небес,
когда не успели сомкнуться ночные своды небес,
покуда еще и в помине ни Солнца ни месяца не было
Великая Матерь-богиня, владевшая силой волшебной, летала во мраке ночном.
Наверх поднялась осмотреться в высокую высь Вселенной и вниз опустилась она на самое дно мирозданья Вселенной...


Валентин подмечает, что ни одна из мировых религий, в отличие от шаманизма, не касается прошлого Вселенной.

О многом еще поведал нам шаман, всего не опишешь: Великая степь, гунны, курыкане и т.п. Лучше его самого слушать и замусоренные городским воспитание мозги сами откроются законам правильного бытия.

В кого нужно верить, кому поклоняться? Израильским богам или все же своим родным предкам и владыкам Матери-природы?

Что увидит человек после смерти? Шаман говорит: то, во что он верил при жизни, в свои представления. Христианин или мусульманин увидит ангелов, рай и ад, буддист - Будду и нирвану, язычник - мать и отца, дедушку и бабушку, прародителей рода, которые помогут адаптироваться в посмертном мире и научат общаться с Богами-тэндриями. А потом все сольются с ними для очищения и будущего перерождения и перевоплощения согласно заслуг прожитой жизни: в другого человека, в животное или даже насекомое. Так что от человека зависит его будущее, в земной жизни он может стать лучше или хуже. Это его выбор.
Шаманисты полагают также, что у человека есть три части души: душа-дыхание (умирает первой, вместе с телом), душа-сознание (живет еще 40 дней), душа-тень (существует, пока не истлеет тело человека). При сжигании тела все три части души гибнут одновременно.
Возможно, что после смерти люди попадают в другие измерения, через которые с ними и общаются экстрасенсы. Однако как все обстоит на самом деле, не знает никто, т.к. никто оттуда еще не вернулся и не рассказал ныне живущим. Кроме Христа. Но насколько это правда?
На мой взгляд, мировоззрению шаманистов не противоречит и позиция атеистов, утверждающих, что, поскольку жизнь одна и неповторима, то после смерти уже невозможно исправить совершенные ошибки. Если бы эта точка зрения стала общепринятой, то в мире может вообще исчезнуть насилие. Например, те же исламские террористы лишились бы самого выгодного контракта в их никчемной жизни: на райское наслаждение.
Изображение

До встречи с В.Хагдаевым мы считали, что шаманизм - это обязательно мистика и магия, "тайные языки" и традиционные танцы у костра. Но оказалось, что термин «шаманизм» переводится как «работать с теплым огнем, нагревать или сжигать», а относительно человека - «преобразовывать энергию».
Само слово "шаман" означает не "колдун" или "маг", а "мудрый человек", "тот, кто знает" и "тот, кто познал экстаз". Именно в экстатическом переживании, благодаря связи с внутренней сутью вещей, шаман осознает информацию, получает руководство, помощь и советы по целительству и накоплению личной силы. В связи с этим экстатическим опытом, недоступным для других людей, шаман считается избранным человеком. Он воспринимает реальность духа ("Всевышнее небесное существо", "Тот, кто вверху", "Небо"), производящего реальность материального мира. И потому знает, что всякое живое существо живет с природой в гармонии и взаимопонимании, и после смерти вознесется и сольется с "Небом". Шаман же это практикует еще при жизни, оставаясь при этом обычным человеком.

Шаманы продолжают играть существенную роль в защите психической монолитности общества как воины в борьбе с демонами, болезнями и черными магами. Шаман защищает жизнь, здоровье, плодородие, мир "света" - от смерти, болезней, бесплодия, несчастья, мира "тьмы". Люди уверены, что один из них сможет помочь в критической ситуации, вызванной обитателями сверхъестественного мира, невидимыми для остальных.
Важно и то, что шаман, описывая свои путешествия в мир мертвых, помогает людям познать смерть как переход к духовному способу бытия.

Таким образом, шаманы - носители и хранители истинного знания, но они не ученые. К сожалению, современный мир в этих знаниях не нуждается. Почти никто уже не знает старого тибетского языка, на котором тысячи лет назад писались буддийские тексты. Церковно-славянский язык и еврейскую терминологию православные прихожане не понимают, службы в католических костелах ведутся на забытом латинском языке, а мусульманские сутры поют на многим непонятном арабском. И только шаманы передают свои знания на своем родном языке и в доступных населению понятиях. Это часть все еще реально действующей народной культуры, достойной изучения и уважения.

Шаманизм - это архаичная мировая религия, основанная на вере в высшие силы природы и в силу предков.
Хотя центральноазиатский шаманизм тесно связан с доисторической культурой сибирских охотников, но поразительно сходные шаманские идеологии и техники находят и у первобытных народов Австралии Малайзии, индейцев Южной и Северной Америки, а также в европейских (Венгрия) и африканских регионах.
Археологические находки относят возникновение шаманизма к 25-му тысячелетию до нашей эры, лингвистические исследования - примерно к 200-му тысячелетию.

Полтора часа пролетели незаметно, а ведь Гэсэр поется девять дней и девять ночей. И как бы это не было интересно, нам пора ехать.

Трогательное расставание и фото на память.
Изображение

Илья остается выздоравливать в доме Валентина.

Если кто-то захочет встретиться с шаманом Валентином Владимировичем Хагдаевым, то с ним проще всего списаться "В контакте" или по тел. 89149219461.

P.S. Да, чуть не забыл.
Когда шаман свои саги закончил, он провел для нас небольшую экскурсию по юрте: рассказал, где какое в ней место и что оно означает, показал сувениры, привезенные из других стран. Последним Валентин достал из тубуса индейский посох, который ему прислали из Мексики, намоленный тысячью шаманами в течение 90 дней. Ну посох как посох, красивый. И тут меня вдруг потянуло к палке, я взял ее в руки и началось: в почти неконтролируемом экстазе кричу угрожающе, посохом размахиваю - злых духов отгоняю. Чисто как шаман камлает. Потом упал на колени, посох перед собой поставил, склонился перед ним в почтении и вроде бы отпустило.
После возникло ощущение, что никому постороннему этот посох в руки брать нельзя, т.к. не справится обычный человек с закачанной в него энергией. Агрессивная вещь. У наших отечественных шаманов вещи добрее.
Хотя помню случай, когда в музее г.Енисейска выставили реальную одежду умершего шамана и, в результате, там постоянно экспозиции рушились - пока другой шаман эту одежду не "очистил".

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 18 03 2015, 22:48 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
В этот день в наших планах было найти писаницы на горе Сахюртэ, объехать священную гору Ёрд и побывать в бухте Ая (там тоже писаницы и пещеры). В бухте мы, возможно, и заночуем.

А пока едем в местное кафе обедать: омуль во всех видах и позы из рубленного мяса.
Изображение

Насытившись, в соответствии со схемой, которую нам набросал шаман, едем на поиски наскальных писаниц, которые должны быть на горе Сахюртэ сразу за мостом через р.Анга.
Изображение

Излазили все подходящие горы, но писаниц так и не нашли.
Изображение

Даже Валентину звонили. Он недоумевает: как так не можете найти? Мол, смотрите там-то и там-то. Но поиски все равно оказались безрезультатными. И это при том, что в Хакасии петроглифы я находил влёт и видел их десятки. Так и не понял, в чем тут дело. Может, индейский посох вмешался?
Изображение

Забегая вперед отмечу, что не удалось нам найти писаницы в последующие дни ни в бухте Ая, ни на маломорском мысе Гэхтэ. Прямо проклятие какое-то. Я даже сквозь дырку в скале пролез для очищения, но тоже без толку.
Изображение

Не особо заморачиваясь на неудачу, мы поехали к горе Ёрд. Однако свернули совсем не туда и пришлось возвращаться несколько километров.
Изображение

В общем, странно все как-то стало складываться. Как будто уводят нас от достопримечательностей.
Изображение

Изображение

Но мы все же находим нужный отворот дороги, ведущий к священной бурятской горе.
Изображение

Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Байкал, 6-12 марта 2015
СообщениеДобавлено: 19 03 2015, 01:23 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Гора Ёрд (Ехе Ёрдой) находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анга в 8 км от пос. Еланцы.
Изображение

В небольшой ровной долине, окружённой с трёх сторон горами, а с четвёртой - озером Байкал, высятся две сопки Ёрд. Одна называется Ехэ Ёрд (Большая Ёрд) - холм почти правильной куполообразной формы. Издалека может быть принята за курган. Её высота 40-42 м над поймой долины, окружность - семьсот шагов. И другая - Бага Ёрд (Малая Ёрд высотой 12 м), находящаяся здесь же.
Это место в древности являлось общекурыканским межплеменным культовым центром, где до 20 века проводились ежегодные грандиозные тайлганы в честь главнейших покровителей-божеств Неба-Земли-Воды.
Для проведения столь масштабного общенародного праздника требовалось большое «Мировое дерево», аналогом которого являлась сопка Ёрд и большая вода (озеро Байкал, именуемое бурятами свещенным морем - Байгал-далай).
Через эти два сакральных места буряты и их этнические предки - курыканы осуществляли контакт с небесными божествами. И через эти же священные места в ответ на проведённые ритуальные действия нисходили к ним небесная благодать, богатство, счастье, размножение детей и скота.

Около соседней с Ёрд скалы Аяя происходили главные ритуалы и церемонии, куда имели доступ только шаманы. Собравшаяся масса народа, не принимавшая участие в главных ритуалах и обрядах возле скалы Аяя, устраивала грандиозные обрядовые круговые танцы вокруг горы Ёрд, которые продолжались шесть дней и ночей.
По рассказам, в отдельные годы количество танцующих было так велико, что образовывали 3-4 круга вокруг сопки, а во время праздника люди снашивали по несколько пар обуви.
Обязательное условие для праздника – замкнуть круг танцующих, взявшись за руки. Для этого требовалось не менее 700 человек.
Изображение

Изображение

В случае, если собиралось меньше народа и круг вокруг горы не замыкался, то игры отменялись или проводились кое-как. Считалось, что состоялся плохой наадан (муу наадан болоо) и поэтому нет гарантии, что год будет хорошим.

Ёрдынские игры вновь состоялись летом 2000 года почти после столетнего перерыва. В них приняли участие представители всех родов и племён Усть-Ордынского, Агинского округов, Республики Бурятия. Такие игры было решено проводить каждые 5 лет.
Изображение

Изображение

Очередные игры состоятся 12-14 июня 2015 г.
Изображение

Готовясь к поездке, я где-то прочитал, что гора Ёрд, возможно, искусственного происхождения. Не знаю, на кого это рассчитано, но даже невооруженным глазом видно, что это совершенно обычная земная выпуклость.
Изображение

Изображение

Тем не менее, мы с уважением относимся к воззрениям других народов и потому тоже объехали сопку, пусть и на велосипедах. Ведь наверняка этого до нас никто не делал. На велосипеде же я поднялся до шаманского котла, но выше ехать не решился: вдруг это запрещено? Так можно и духа горы прогневить.
Изображение

С чувством выполненного долга перекусываем купленными еще в Еланцах пряниками со сметаной и где проселками, где по извилистому руслу Анги вновь скатываемся к Байкалу.
Изображение

Изображение

Изображение

Где-то здесь, судя по Викимапии, находится "Место тайны" (байкальские ихтиандры).
Рассказывают, что в 1982 году тут проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа. Во время погружений на глубину более 50 м пловцы не раз встречались с неизвестными существами, похожими на людей, но очень высокими, почти трехметрового роста. Они были одеты в облегающие гидрокостюмы серебристого цвета, их головы закрывали прозрачные шарообразные шлемы. У незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.
Военными была предпринята попытка поймать одного из наблюдателей. Восемь пловцов попробовали накинуть на него сеть. Но в этот момент мощный силовой импульс вытолкнул всю группу на поверхность озера. Из-за стремительного подъема все водолазы получили кессонную болезнь. В итоге трое из них скончались, остальные стали инвалидами. Больше загадочных существ увидеть не удалось.
И мы тоже ничего не увидели, сколько ни всматривались сквозь лед.

Изображение

Изображение

Изображение

Впереди, за крутым поворотом, просматривается бухта Ая. Называние переводится как "добрый", "хороший", "милый", "приятный", "красивый", "удобный", "прелестный". Полукруглая бухта диаметром 600 м вдается в берег на глубину 800 м. Она полностью закрыта от байкальских ветров каменными мысами, что делает ее идеальным местом для отстоя судов во время шторма. Когда-то здесь даже была пристань.

Вечереет. Удастся ли нам здесь переночевать? В интернете я не нашел об этом никакой информации кроме той, что несколько лет назад здесь начали строить турбазу. В плане ночлега это самое неопределенное место нашего маршрута.
Изображение

Турбаза действительно есть, но все еще нерабочая. Построена основательно. Поговаривают, что принадлежит она неким столичным толстосумам.
Изображение

Неподалеку от нее стоит старый добротный дом - вроде жилой, дым вьется. Напротив него, на берегу - пара саней с лыжами и коньками. Никак вперед нас сюда туристы забрели. Причем, судя по добротному снаряжению, это какие-то иностранцы.
Изображение

Изображение

Оказалось, что поляки: Янек и Пшеслав из Гданьска. Янек в прошлом велосипедист, объехал всю Европу. Пшеслав - триатлонист и скалолаз. 12 дней назад они вышли от самой северной точки Байкала - п.Нижнеангарска, на лыжах дошли до Ольхона, на льду переобулись в коньки и успешно миновали Малое море. Недалеко от бухты Ая туристы выбрались на середину Байкала, где и нырнули на всем ходу в чуть прикрытую тонким льдом полынью. Так что вынуждены были воспользоваться теплым ночлегом - а так, обычно, они ночуют в палатке.
Изображение

Изображение

Ребятам не позавидуешь. Они тащат за собой 60-килограммовые сани с полным запасом продуктов, зимними спальниками и прочим автономным снаряжением. И все это - до Слюдянки, до которой еще километров 300.

Дом, где мы рассчитываем приютиться, принадлежит фермеру Анатолию. Он достался ему в наследство от построенной еще в советское время (в 1978 г.) овцеводческой фермы.
Анатолий прост в общении, доброжелателен и на вопрос о стоимости ночлега отмахивается: никаких денег ему не нужно.
Изображение

Изображение

Но мы ведь пользуемся его водой, дровами, электроплитой, кроватями. И потому все же платим символические 1 тыс. руб. Как, кстати, и поляки. Наверное, это справедливо.

P.S. Сотовой связи в бухте Ая нет. Но она появляется, если залезть на ближайшую гору. Мы не полезли: это далеко и круто. Да и надоели уже звонки из мира, от которого мы сбежали.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 142 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron