Вместо предисловия: Проникнувшись замечанием Шефа о скудности раздела Отчеты за прошедшие летние месяцы решил написать....Стало одолевать ощущение, что лето закончилось. И хоть оставалось до осени еще 10 дней, ужасно хотелось лета.
Понимая, что еще успеваю ухватить кусочек тепла, я стал разрабатывать маршрут. Ограничение в три дня - именно столько я имел в активе - накладывало на процесс сильный отпечаток. Ну и конечно, как не вспомнить по РЖД. Я понимал, что заброситься на маршрут, на такой маленький срок, я могу всего двумя путями. Автобусом до Учума и дальше с эвакуацией из Шира. Или, как я уже делал, автобусом до окрестностей Новоселово и дальше все до того же Шира или Жемчужного.
Саянскую ветку я не рассматривал. Несколько дней решение вопроса балансировало как на весах. Я словно выжидал какого-то знака.
И так случилось, что решение было принято настолько четко и очевидно, что других вариантов я просто не мог представить.
Произошло это от того что мне попались на глаза материалы о Афанасьевской культуре. Любопытных отсылаю в интернет. Но ничего здесь не сказать о этой эпохе я не в силах. Очень хороший материал книга Михаила Петровича Грязнова "Афанасьевская культура на Енисее".
Много интересного я читал у Вадецкой, но ознакомившись с материалами Грязнова, становится понятно кто первоисточник. Если излагать в двух словах, то в 20-х годах прошлого столетия Теплоуховым (Сергей Александрович Теплоухов — русский историк, археолог, этнограф, сибиревед, востоковед) у подножия горы Афанасьева был раскопан могильник. Сначала было раскопано четыре могилы, и они содержали настолько необычные находки, что были отмечены как памятники особой культуры.
Теплоухов назвал эту культуру Афанасьвской, по имени горы, и сопоставил ее с ямной культурой степного Причерноморья. Теплоухов раскопал в могильнике 18 могил. Этот памятник стал наиболее эталонным для афанасьвской культуры. Позднее памятники этой культуры были найдены еще в нескольких местах. Я так понимаю остатки афанасьвской культуры это самое древнее, что мы с вами можем найти в Хакасии, путешествуя на велосипеде. Но и то если повезет. Даже Окуневские стэллы, которые еще можно найти в степи, и конечно в абаканском музее, были
свидетелями более поздних времен. Впрочем, мода на округлые стэллы с отесанными углами, несомненно, пошла от афанасьвцев.
О каком этапе собственно речь. Время афанасьевцев, это период приблизительно между третьим и вторым тысячелетием ДО нашей эры. Т.е. каких-то 5 тыс. лет назад. Не знаю как кого, но меня прет от таких знаний. Но и это еще не все. Самый главный шокирующий факт для меня (и археологов в свое время) это то, что афанасьвцы были европеоидами.
И это при том что окрестности вокруг были населены гражданами монголоидной внешности. Причем соседи на досуге занимались только охотой и рыболовством - другого просто не умели. Не знали металла.
А вот афанасьевцы умели держать домашний скот, что видно из наличия костей соответствующих животных в могилах. Умели обращаться с металлом. Поэтому Афанасьевскую культуру считают первым этапом эпохи палеометалла в степях Южной Сибири. Афанасьевцы еще не знали литья, металл обрабатывали ковкой.
Не понял, какие у них были жилища, но считают, что раз могильники они сообразили огораживать стенами (кстати, круглой формы), то и наверняка использовали этот навык для постройки протожилищ. Тот факт, что они имели домашних животных, также рассматривается в пользу умения строить стены.
Заканчивая экскурс в историю хочу сказать, что афанасьевцев считают мигрантами из Восточной Европы и южно-русских степей. Умение обработки металла и обращения с домашними животными не было получено на берегах Енисея, а было принесено ими в наши края. Археологические находки говорят о том, что афанасьевцы все 800 или 900 лет прожили очень обособленно, не допуская кровосмешения с населением соседних племен. Хоронили родственников в курганах, от которых на сегодняшний день ничего не осталось - слишком много времени прошло с тех пор. Могильные стены не сохранились. У Вадецкой еще прочитал, что хоронили они весной и летом-осенью. Тех, кто умирал зимой держали до теплых времен в жилищах. А потом всех хоронили разом или подхоранивали в существующие могильники. Отсюда многие скелеты с согнутыми в коленях ногами. Каких-то элементов неравенства не наблюдается.
У Грязнова эта тема раскрыта более полно, как и возрастной анализ афанасьевцев. Младенческая смертность была высокая, до 60 доживали единицы, оно и понятно.
Все что я сказал, это раз. Второе. В прошлом и этом году я ездил на берег Кр. водохранилища, к тому месту, где была затоплена деревня Сарагаш. Подъезжал максимально близко к берегу, ночевал там. Все потому, что мне хотелось посетить те места, которые близки отцу по его детским воспоминаниям. Его, а соответственно, и мои родственники жили в этой деревне. На Енисее в этом месте было много островов, а значит Енисей там был не очень глубок, видимо по этому в Сарагаше не было пристани. Пристань была в деревне Батени, выше Сарагаша километров на 10-12 по течению. Отец рассказывает, как он подростком плавал до Батеней на колесном пароходе, а потом дедушка приплывал за ним на лодке и увозил в Сарагаш. Как я мог не захотеть поглядеть на те места, на те горы, на которые в детстве смотрел отец и прадед? А тут еще и тот факт, что Батени то стояли под горой Афанасьева!
На фото утес Батень правее центра, справа склон горы Афанасьева.
Продолжение следует...