Относительно легко вкатываюсь на перевал Бурханка (в народе - "Буханка"). Дорога пересекает многочисленные ручьи, которые здесь почему-то именуют "ключами".
Еще от А.Марамчина я прознал, что в деревне, несколько в стороне от основной дороги, есть музей женьшеня. Пять километров - не крюк. Прячу вещи в лесу и налегке отправляюсь в
Староварваровку, 1884 года основания. Деревня была названа в честь иконы святой Варвары.
Музей понравился. Он единственный в России. Его хозяйку, Наталью Дмитриевну Жгилёву (кстати, она тоже член РГО), мне помогли найти в
сельсовете. В 1961-2002 гг. здесь был совхоз по выращиванию женьшеня, созданный
по распоряжению И.В.Сталина.
Гнездо шершней.
Пока смотрел музей - экспонатов в нем более 3 тысяч, на улице разразился ливень. А у меня все вещи в лесу. Что делать? Заезжаю в ближайший магазин и там находчивые продавщицы делают мне плащ из большущего полиэтиленового пакета. Дырка для головы, две прорези для рук: телу тепло и сухо. Так я и приехал в райцентр
Анучино на встречу с местным велоэнтузиастом Александром Панченко.
Под дождем долго знакомиться не стали, быстро скатились до автовокзала, поели пирожков и вызвонили местного краеведа Виталия Владимировича Василенко. Как оказалось, он тоже член РГО. На ближайшие часы этот эрудит становится нашим проводником по Анучинскому чжурчженьскому городищу. Но фотографировать особо оказалось нечего. От старых крепостных валов почти ничего не осталось, само городище захватывается разрастающимся городским кладбищем, а местной власти на тысячелетнюю историю глубоко наплевать.
Этого городища нет и на Викимапии.
После чего посетили местный музей, где я впервые познакомился с историей местных цивилизаций. Мохэ, Бохай, чжурчжени - в этих названиях звучали потомки скифов.
Село Анучино было основано в 1880 г. солдатами Сибирского полка. Позже, в 1897 году, их заменили двумя сотнями казаков, вооруженная шестью артиллерийскими орудиями. Потом был дисциплинарный гарнизон и 600 заключённых. К 1889 году в Анучино построили телеграфную контору, дом пристава, две китайские лавочки, магазин. Земли вокруг солдатского поселения активно осваивали и обживали семьи переселенцев.
Знаменитый военный топограф здесь не бывал, а вот Дерсу как-то
проживал неподалеку. Вот что пишет об этом В.К.Арсеньев:
Цитата:
...Я воспользовался этой задержкой и послал Захарова в Анучино искать Дерсу. Он должен был вернуться к Уссурийской железной дороге и ждать моих распоряжений.
От села Осиновки Захаров поехал на почтовых лошадях, заглядывая в каждую фанзу и расспрашивая встречных, не видел ли кто-нибудь старика гольда из рода Узала. Немного не доезжая урочища Анучино, в фанзочке на краю дороги, он застал какого-то туземного охотника, который увязывал котомку и разговаривал сам с собою.
На вопрос, не знает ли он гольда Дерсу Узала, охотник отвечал:
– Это моя.
Тогда Захаров объяснил ему, зачем он приехал. Дерсу тотчас стал собираться. Переночевали они в Анучине и наутро отправились обратно...
На станции Ипполитовке Захаров и Дерсу прожили четверо суток, затем по моей телеграмме вышли к поезду и сели в наш вагон.
Я очень обрадовался приезду Дерсу. Целый день мы провели с ним в разговорах. Гольд рассказывал мне о том, как в верховьях реки Санда-Ваку зимой он поймал двух соболей, которых выменял у китайцев на одеяло, топор, котелок и чайник, а на оставшиеся деньги купил китайской дрели, из которой сшил себе новую палатку. Патроны он купил у русских охотников; удэгейские женщины сшили ему обувь, штаны и куртку. Когда снега начали таять, он перешёл в урочище Анучино и здесь жил у знакомого старика гольда. Видя, что я долго не являюсь, он занялся охотой и убил пантача-оленя.
Между прочим, в Анучине его обокрали. Там он познакомился с каким-то промышленником и по своей наивной простоте рассказал ему о том, что соболевал зимою на реке Баку и выгодно продал соболей. Промышленник предложил ему зайти в кабак и выпить вина. Дерсу охотно согласился. Почувствовав в голове хмель, гольд отдал своему новому приятелю на хранение все деньги. На другой день, когда Дерсу проснулся, промышленник исчез. Дерсу никак не мог этого понять. Люди его племени всегда отдавали друг другу на хранение меха и деньги, и никогда ничего не пропадало.
Страшная страница недалекого прошлого.
Надпись под фотографией:
"На фотоснимке сидит японский офицер и стоят его подручные человекоубийцы, которых взяли в партизанском зимовье, в 1921 г., в тайге, выше дер. Муравейки Анучинского района, двух их. (слева направо) Тимофеева и Нефёдова, привели их в. Анучино, не получив от них сведений, отрубили им головы, положили на доску и по обе стороны их положили все то, что взяли в партизанском зимовье. Помещение это сейчас районная Анучинская больница, ранее военная казарма".Фото на память.
Где-то здесь, неподалеку, проходит
землянойвал Чекири-мудун времён Бохайского государства.
Название вала переводится с маньчжурского как «Сырой вал» или «Вал из сухой земли». Его отождествляют с валом Качар-модун, о котором осталось письменное свидетельство Марко Поло. Вал расположен в верховьях рек Илистая и Арсеньевка (бывшая Даубихе) и идёт в западном направлении на протяжении многих километров. По валу проходит пешая тропа. Считается, что вал был построен как пограничное сооружение, на что указывает и расположенная рядом с ним бохайская крепость Фурдань-Хотунь (в переводе с маньчжурского: «фурдань» - «застава, таможня» и «хотонь» - «укрепленный город») - Краснояровское городище около г.Уссурийска.
О вале упоминает Арсеньев в "В горах Сихотэ-Алиня":
Цитата:
Завернувшись в одеяло, я лёг около огня и сквозь дремоту слышал, как Чжан-Бао рассказывал казакам о Великой китайской стене, которая тянется на 7 000 ли и которой нет равной во всем мире. По ассоциации я вспомнил вал Чакири Мудун, который начинается где-то около Даубихе в Уссурийском крае и на многие десятки километров тянется сквозь тайгу с востока на запад. Вот он поднимается на гору, дальше контуры его становятся расплывчатыми, неясными, и, наконец, он совсем теряется в туманной мгле…
Подробнее про этот вал
здесь и
здесь.
Жаль, но фортификационное сооружение находится в стороне от нашего маршрута и времени на его осмотр у нас сейчас просто нет. Да и Александр о его местонахождении ничего не знает и теперь это тема его новых велопутешествий.
А мы едем дальше.
Очередное Рудановское городище, устроенное на склоне сопки. Просматриваются фортификационные выемки, ямы от жилищ. Странно, но и это городище не отмечено на Викимапии. Если этого не сделали археологи, то можно занести городище на электронную карту нам самим. Надеюсь, что Александр с этим справится.
Александр нашел шлак от металлургического производства.
Около дороги продают гигантские плоды боярышника.
Заросли индийского лотоса - обычный пейзаж.
Проезжаем
Новогордеевку. 40 лет назад здесь и в окрестностях д.Муравейка снимался двухсерийный художественный фильм "Дерсу Узала" японского кинорежиссера Акиры Куросавы. Но это сильно уж в стороне, а времени в обрез, скоро стемнеет.
А это уже третье
городище чжурчженей (Новогордеевское). Поражает монументальность и сложность сооружения.
Уже в сумерках мы въезжаем в Арсеньев и сразу же едем на сопку
Увальнуюк памятнику Арсеньеву и Дерсу, построенному в 1970 г. на деньги горожан. Здесь, в небольшой сосновой роще, я разбросал землю, взятую с могилы военного топографа во Владивостоке.
Памятник очень символичен: фигура русского путешественника и выглядывающий из каменной глыбы его проводник – не столько человек, сколько олицетворение природы Уссурийского края.
Это картина всемирно известного нанайского художника Ивана Дункай, брат которого, шаман, проживает в с.Красный Яр. К нему-то я и еду, чтобы познакомить души Дерсу Узала и тувинского актера Максима Мунзук, сыгравшего роль нанайского охотника в оскароносном фильме А.Куросавы.
Ужинаю в пиццерии, в которой работает Александр, ночую у него дома. Хорошая у Саши семья, душевная и спортивная: дочка гоняет на велосипеде - как папа, а мама йогой занимается и бегает на рассвете, когда все еще спят.