А я пока неспешно начну наш отчётик.
24 июля 2016 г.
Вечерний (18:30) автобус Красноярск — Кызыл оказался полупустым, так что в пути удалось даже немного поспать на свободных местах:
Рано утром прибыли в райцентр Туран, где у нас было место сбора группы:
Залили герметик-антипрокол в камеры
Миша с Мариной подъехали чуть позже
Местные объявления:
Двинулись в путь, пока по трассе на север:
Через 4 км сворачиваем влево, на Аржаан:
Асфальт ещё советских времён пересекает туранскую котловину:
Подъезжаем к месту раскопок в Долине Царей:
По некоторым
даннымздесь нашли более 30 кг золотых украшений Скифского периода, датируемых IX-VII веком до н.э.
В поселок Аржаан не заезжаем, по асфальту сворачиваем влево, к Хадыну:
Останавливаемся на обед у моста через р. Уюк:
Купаемся в теплой речке. В тень не спрячешься — сразу налетает туча комаров.
После Уюка асфальт закончился. Подъезжаем к п. Хадын:
Во всех деревнях Тывы есть действующие водокачки:
Обращение к путникам от местной администрации, без перевода:
Выезжаем за околицу, спросив у местных жителей дорогу на перевал:
Поднимаемся вверх по ручью Мокрый Хадын, но воды в нём нет.
Продвижению вперёд мешают «труднопроходимые» заросли клубники:
Пейзажи похожи на наши, родные:
Проезжаем базу лесорубов-пилорамщиков, которые подтвердили дорогу на перевал:
Далее начинается крутой подъём по лесовозной дороге:
Медленно ползём пешком
Да, не думалось, что здесь, в засушливой Тыве, будем месить грязь по лесовозке...
По обочинам росло много смородины, что немного скрашивало трудный подъём
Если верить карте Генштаба, мы взобрались на перевал 1357 м:
Теперь хоть ехать можно:
Но неожиданно, в какой-то ямке, я зацепил задним переключателем камень, раздался металлический хруст — это сломался дюралевый петух
Не беда: поставил запасной, стальной, самодельный. Но теперь надо быть особо осторожным — такой петух, при попадании переключателя в спицы уже так легко не сломается, зато может много чего поломать, даже раму.
После вынужденной паузы продолжили путь.
Хоть перевал остался уже позади, дорога делала ещё несколько крутых горбов, приходилось идти пешком:
Дальше лесовозная техника в этом году не забиралась, и грязи поубавилось:
В очередном распадке обнаружился родничок с ледяной вкусной водой:
После родника пришлось заняться разведкой: дорога уходила вверх по распадку, а по нашему маршруту продолжалась лишь тропа:
Пока Миша разведывал дорогу, остальные занялись поеданием голубики, которая здесь в изобилии росла
Поехали по дороге — она делала петлю и поворачивала в нужном нам направлении:
Наконец, выехали на большую водораздельную поляну, в траве дорога почти терялась:
Стали держать совет, что делать дальше: сгущались тучи, грохотал гром и время уже позднее, пора вставать на ночёвку, но воды рядом нет. К тому же, последние 12 км мы шли не по нарисованному заранее треку, а вышли на него только сейчас. Трек вёл вниз, к реке Баян-Кол, но дорога, едва прокатанная в траве, шла опять вверх, мимо горы Сапун по вершинам Уюкского хребта, где, конечно, никакой воды не предвиделось. Я верил, что где-то здесь есть неприметная развилка, но на поляне её не видно, и пошёл в поисках по краю леса. И действительно, от дальнего края поляны отходила вполне проезжая дорога:
Туда мы и поехали, в надежде найти воду через 2 км, т. к. на карте там была обозначена речка Ак-Баштыг:
В итоге, приехали к необитаемой стоянке охотников или сборщиков ягод, но воды в речке там не было.
Относительно хорошая дорога тоже закончилась, поэтому пришлось вставать на ночёвку прямо здесь, без воды (фото утром следующего дня)