Вчера мы вновь сходили на Качинскую узкоколейку. Теперь в нашей группе был и мой друг, директор ж.д.музея Константин Карпухин.
Целью экспедиции было провести измерения рельсов, шпал и насыпи, провести более точную рекогносцировку местоположения узкоколейки и попытаться найти сопутствующие ей сооружения: ведь наверняка должен быть верхний и нижний склады заготовленного леса, какой-нибудь домик в районе верхнего склада, если платформы доставлялись паровозом - то и депо, и водоем с водозабором.
В этот раз зашли непосредственно от насыпи Транссиба, ориентируясь на то место пересечения узкоколейки с ручьем Становым. которые мы разведали с Хорствесселом в прошлый раз. Самой насыпи на этом участке заболоченной долины не сохранилось - все заросло огромными кочками, однако две ограничивающих ее водоотводных канавы-бандажа мы все же нашли. И вышли по ним к нужной точке.
Становая уже покрыта льдом толщиной несколько сантиметров и перешли ее беспрепятственно. Дальше пошли по своему старому следу.
В этот раз я взял с собой лопату и периодически простукивал ей подозрительные бугорки. Так вскоре наткнулся на одну шпалу, потом другую, третью. Шпал подо мхом и травой оказалось множество, а вместе с ними - и разного размера костылей.
Шпалы использовались 2-х метровые и круглые, диаметром 7 и 10-11 см. Наверное, этого достаточно для нагрузки на ось в 500 кг.
Костыли были двух размеров: 10*1 см - как те, что я нашел в прошлый раз, и побольше, транссибовские, с характерной головкой.
Рельсы к шпалам крепились костылями напрямую, без прокладок.
Костылей тут как грибов.
Ширина насыпи в среднем 340 см, глубина канав-бандажей - 0,3 м (синие стрелки), ширина колесной колеи 60 см (красные стрелки).
Ширина колеи в железнодорожном транспорте — это расстояние между внутренними гранями головок рельсов.
Расстояние между шпалами от 0,5 до 0,8 м.
Сами шпалы, в большинстве, не отесаны, некоторые даже с торчащими во все стороны плохо обрубленными сучками. Но торцы шпал опилены.
Принятый в СССР стандарт ширины колесной (рельсовой) колеи - 75 см, хотя некоторые узкоколейки были шириной 60, 90 и даже 100 см. Однако паровозы для колеи 60 см в России не выпускались. Поэтому вероятно, что не только рельсы, но и вагонетки, и паровоз (если он был) были привезены из-за границы. Но откуда?
Поиск сузится, есть учесть, что в стране-изготовителе была принята метрическая система измерений. Это Франция, Германия и многие другие европейские страны (кроме Великобритании), а также Россия (с 1918 г.).
В Германии узкоколеек было более пятидесяти с шириной колеи 100, 90, 75 и 60 см. Последние - более распространенные, как более дешевые в строительстве и эксплуатации. Например, в 1942 г. на оккупированной немцами территории СССР силами советских военнопленных была построена Болховская узкоколейка шириной 60 см. Несколько узкоколеек такой же ширины
сооружены немцами в 1942-43 гг. на Украине в районе ж.д. ст.Новополтавка.
Волгоградская детская ж.д. была смонтирована в 1948 г. из трофейного немецкого оборудования шириной тоже 60 см. На торфяниках Эстонии 60-ти см узкоколейки используются до сих пор (рельсы, стрелки и мотовозы были привезены из Германии).
Однако не исключено, что рельсы попали на известковый завод еще раньше, в 1930-е годы, в период сталинской индустриализации СССР.
Вот такой паровоз был изготовлен в 1938 году фирмой Deutz в Кельне как раз для колеи 60 см.
Около Дрездена до сих пор действует бывшая "лесная" узкоколейка Waldeisenbahn Muskau шириной 60 см - часть ранее разветвленной сети дорог, подвергшейся военным репарациям в пользу СССР в 1945 г.
Нынче мы более внимательно осмотрели второй рельс и обнаружили на нем те же надписи, не найденные в прошлом походе.
Буква "G" в маркировке может означать "Gruppe" (группа) - по аналогии с немецкими производителями стали «AG Krupp», «Thyssen AG». Буквосочетание "HG" и сейчас характерно для немецких объединений.
Буква "Н" в маркировке может указывать на название завода - производителя рельсов. Был в довоенной Германии машиностроительный завод "
Henschel" ("Хеншель и сын АГ"), производивший узкоколеечные паровозы (во время ВОВ их в качестве трофеев массово
направляли в СССР). Этот завод выпускал также автомобили и самолеты и вообще был крупнейшим в Германии производством. Может, и рельсы тоже делал. Аббревиатура "HG", как мне думается, могла получиться от первой буквы в названии завода "Henschel", а вторая буква указывала на то, что это было общество, компания (AG, AktienGesellschaft - акционерное общество. Такая аббревиатура используется только в Германии).
Таким образом, указанные рельсы на известковый завод, скорее всего, могли привезти во время или после войны и, вероятно, в комплекте с вагонами и паровозом.
Найти бы еще соответствие символа рельса.
Бревна в мостах и клетях явно пилены.
Водоем оказался все же круглой, а не квадратной формы (как мне показалось ранее). Выкопан в скальнике. Его диаметр 3,4 м, глубина не менее 1 м. При полном заполнении запас воды получался 9 т - это порядка 8 заправок паровоза.
К водоему от узкоколейки ведет тропа (выкопанный грунт находится в стороне и подходу не мешает). Конечно, это не шурф золотоискателей - тот, обычно, намного глубже и всегда четкой квадратной или прямоугольной формы. Это именно водоем, использовавшийся для нужд узкоколейки. Вода в паровоз могла закачиваться с помощью ручного пожарного насоса. Например, такого (в моем детстве они еще были).
Нашли мы и многочисленные истлевшие пни на восточном от узкоколейки склоне горы.
В месте предполагаемого верхнего склада откопали остатки вросшей в землю доски-полубревна. Дом - не дом, но какое-то строение здесь точно было.
На просеке, идущей в сторону ручья, валялась разбитая чекушка из зеленого стекла (раньше в таких Московскую водку продавали).
Мы также более тщательно осмотрели самые последние рельсы, которым узкоколейка заканчивалась. Оказалось, что при внешней похожести они были не только различной длины, но и с разной формой отверстий на стыках.
Прошлый раз мы обнаружили рельс с контррельсом. Теперь же выяснилось, что рядом лежит еще один такой же рельс и тоже с контррельсом. По расположению контррельсов получалось, что дорога должна была поворачивать правее, но на местности подтверждения этому мы не нашли. Характерно, что в 150-ти м далее снова нашлась аналогичная пара рельсов с контрельсами. Скорее всего, в этих местах шла погрузка леса на вагонетки и чтобы они с дороги случайно не слетели (а бревна были диаметров по 30-40 см, судя по пням), контррельсы и требовались.
В этих же целях - чтобы рельс не свернулся, использовалась и специальная клепаная накладка.
Стыки между рельсами закреплялись болтами и металлическими пластинами, установленными с двух сторон.
К сожалению, фотографии у меня получились не очень четкие, т.к. снимал на мобильник.