| Опытные велоспортсмены и велотуристы знают как важен при езде такой фактор как правильное педалирование (каденс). Новички же, особенно только недавно пересевшие с "Уралов" и "Кам" на горные велосипеды с 18-27 передачами, и привыкшие к использованию одной-единственной передачи, даже не задумываются об этом и устанавливают впереди самую большую звезду, а сзади – самую маленькую, полагая, что так скорость будет выше. А зря! Ведь как показывает практика и медицинская статистика при неправильном и долгом педалировании можно "посадить" себе колени, вплоть до необратимых последствий и полной инвалидности.
Мировой опыт шоссейных веломарафонов показывает, что для долгой безтравматичной работы коленей необходимо педалировать с частотой не менее 90 об./мин., но для горного велосипеда, имеющего  колёса меньшего диаметра и более широкие и агрессивные покрышки эта частота может опускаться до 60 об./мин. но никак не меньше!
 Хорошо тем, кто имеет велокомпьютер с датчиком каденса, а как быть остальным? Попробуем вывести формулу для расчёта правильной частоты педалирования.
 Известно, что скорость велосипеда линейно зависит от скорости вращения колеса, которая зависит от передаточного соотношения передней и задней звезды и частоты вращения педалей. Что это означает? Допустим, впереди установлена звезда с 32 зубьями, сзади установлена звезда с 16 зубьями. Тогда при полном обороте передней звезды, задняя совершит два оборота, т. к. передаточное соотношение равно 32/16=2,00. Соответственно, колесо в этом случае проедет (по формуле C=pi*d) 3,14*26”*2,54*2,00=414,73 см. Теперь, предположим, что мы крутим педали с частотой 90 об./мин., тогда за одну минуту мы проедем 90*414,73=37325,7 см или 373 метра. В час это получится 373*60=22380 м или 22,4 км. Итак при каденсе в 90 об./мин. и передаточном соотношении 2,00 скорость велосипеда будет 22,4 км/ч.
 Готовая формула для расчёта выглядит так:
 V (км/ч) = Nп/Nз*d*n*0,00479, где Nп – количество зубьев на передней звезде, Nз – количество зубьев на задней звезде, d – диаметр колеса в дюймах, n – частота педалирования об./мин.
 
 Теперь по этой формуле легко построить таблицу зависимости скорости от частоты педалирования, передаточного отношения и заданного диаметра колеса. Например, для MTB с диаметром колеса 26 дюймов и частоте педалирования 90 об./мин. имеем:
 
 Передача	Nп	Nз	Скорость
 3-8	42	11	42,80
 3-7	42	13	36,21
 3-6	42	14	33,63
 3-5	42	16	29,42
 3-4	42	18	26,15
 3-3	42	21	22,42
 3-2	42	26	18,11
 3-1	42	32	14,71
 2-8	32	11	32,61
 2-7	32	13	27,59
 2-6	32	14	25,62
 2-5	32	16	22,42
 2-4	32	18	19,93
 2-3	32	21	17,08
 2-2	32	26	13,80
 2-1	32	32	11,21
 1-8	22	11	22,42
 1-7	22	13	19,97
 1-6	22	14	17,61
 1-5	22	16	15,41
 1-4	22	18	13,70
 1-3	22	21	11,74
 1-2	22	26	9,48
 1-1	22	32	7,71
 
 Зная вашу скорость (см. велокомпьютер) и выставленную передачу (см. манетки) теперь легко можно узнать, правильно ли вы педалируете.
 
 Константин Поддубный
 
 
 |