Ночью хорошо пишется:
Строительство Московско-Сибирского тракта началось в 1734 г. К 1741 г. все почтовые станции на нем были построены. Называли тракт также Московской столбовой дорогой, главным Сибирским трактом, Большой губернской дорогой. Отходящих от него Окружных дорог было две: южная из Ачинска в Минусинск (416 верст, 14 станций и, более короткий вариант, 333 версты) и северная из Красноярска в Енисейск (316 верст, 13 станций). Минусинск был основан в 1739 г., так что дорогу к нему вероятно тогда же и проложили (из Ачинского острога). Обратно же добирались обычно на плотах по Енисею.
А.П. Степанов, первый губернатор Енисейской губернии (1823-1832 гг.) писал: «дорога к Минусинску не имеет правильного направления, каждый год прокладывается новые колеи. Ширина же ее есть ширина долин и холмов; направление – удобность места… Перевоз через Чулым в Ачинске устроен на карбазах, управляемых веслами». Между прочим, почтовые лошади даже по такой дороге пробегали по 200 верст в сутки.
По закону от 1833 г. Ачинск-Минусинский тракт относился к 4-му классу: дороги уездных, почтовых и торговых сообщений (третий класс – дороги между губерниями, а 5-й – дороги сельские и полевые).
Извозный промысел по Старо-Ачинскому тракту осуществлялся, ввиду недостатка почтовых лошадей, ездой «на вольных». Возили товары с ярмарок, хлеб и фураж на прииски и заводы: Луказский медеплавильный (около Минусинка) и Ирбинский железоделательный (около Курагино).
Тракт содержался за счет натуральной дорожной повинности по разверстке, возлагаемой на местных жителей и крестьянские общества, через земли которых пролегала дорога. На исправление тракта ежегодно в июне на 15-25 дней высылалось до половины всех мужчин, проживающих в окрестных селах. Почти каждый из них приезжал со своей лошадью и телегой. В денежной выражении стоимость «бесплатной» работы составляла порядка 18 рублей. В отработку повинности время проезда до места работы не учитывалось. Мосты и паромные переправы строились и содержались за счет губернского земского сбора, поскольку для этого требовались особые технические знания и капитальные затраты. Дорожной техники не существовало. Все делалось вручную, начиная от бойки щебня, выполнения земляных работ (деревянными лопатами, окованными полоской железа) и кончая возведением мостов и отделочными укрепительными работами.
В весеннюю и осеннюю распутицы тракт был местами совершенно непроезжим.
Зимой 1900 г. по этому тракту возвращался В.И. Ленин из Шушенской ссылки. Схема его поездки отображена на железобетонной стеле, установленной на въезде в Минусинск из Абакана. В с. Светлолобово Новоселовского района сохранились 2 дома, связанных с пребыванием Ленина. В связи с чем на доме Изосимова висит мемориальная доска. В память об этом событии дорога в народе стала называться "ленинской".
После строительства железной дороги (1895 г.) значение почтового Московского тракта утратилось, а Ачинск-Минусинского тракта, наоборот, возросло - как подъездной дороги и в связи со строительством в 1912 г. Усинской колесной дороги (от Минусинска к монгольской границе).
Свое значение он потерял только с вводом в эксплуатацию в 1926 г. железной дороги Ачинск-Абакан. Тогда тракт заменили новые подъезные дороги к станциям Назарово, Красная Сопка, Ужур, Сон, Шира, Абакан. Из дороги краевого значения Ачинск-Минусинский "ленинский" тракт на значительной своей части постепенно превратился в обычную сельскую дорогу. Службы ремонта и содержания на нем не было и ремонтные работы выполнялись исключительно по инициативе населения. С 1929 г. райисполкомам было предоставлено право привлекать к выполнению работ по ремонту тракта в порядке трудовой дорожной повинности местное население: около 15% фактически трудоспособных на 4 дня. Учет шел трудоднями и коне-днями.
В 1931 г. началось активное строительство местных дорог. Часть из них прошла прямо по «ленинскому» тракту или в непосредственной близости от него. Однако эти дороги строились по-прежнему в расчете на гужевой транспорт, без подъема земляного полотна и учета заносимости их снегом, не озеленялись.
С 1934 г. ремонт дороги стал осуществляться за счет сельских советов с применением простейших дорожных машин: 2 канавокопателя, 2 утюга и 1 каток, изготовленных самостоятельно. Сельсовет также выделял из числа своих членов сельдоруполномоченного, от колхоза назначался организатор, колхоз же выделял и специальную бригаду. Кроме того, на дорожном строительстве проводилось не менее 4-х субботников с участием 50% населения.
С 1936 г. к строительству и ремонту дорог стало привлекаться уже все трудоспособное сельское население из расчета отработки 6 дней в году. Нормы работ по вывозке гравия, копке канав, по примеру стахановцев, перевыполнялись в 2-3 раза.
В годы войны дорожное строительство и ремонт почти не велись и большинство дорог пришли в упадок. С 1949 г. дороги краевого и республиканского значения стали строиться и содержаться исключительно государственными организациями. Но в зону их деятельности "ленинский" тракт вошел только теми частями, которые совпадали с подъездными путями к железнодорожным станциям.
В 1962-63 гг. были построена новая автодорога Дивногорск-Балахта-Черногорск, которая на участке от д. Аешка Новоселовского района прошла значительно западнее старого «ленинского» тракта. После чего он окончательно утратил свое значение, а в 1968 г. был вообще местами затоплен водохранилищем.
Однако и сегодня бывшая Окружная дорога работает для людей: где активно (на асфальтированных участках Ачинск-Назарово-Ильинское-Медведское, Березовый Лог-Карелино-Светлолобово), а где уже только в виде местной полевой дороги (Медведское-Н.Александровка-Петропавловка-Березовый Лог через Солгонский кряж, "столбовая дорога" через Батеневский кряж и горы Копены).
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|