Честно говоря, эта мысль посетила меня ещё в прошлом году, но худо-бедно всю ту зиму я откатал на покрышках Hutchinson Mosquito, благо на лёд я не выбирался, а на снегу они вели себя достаточно сносно. Фирменные шипованные покрышки на сей момент стоят, по-моему, неоправдано дорого - от 1000 до 2500 руб. за одну штуку. Итак, после того, как жаба меня окончательно задушила, я собрался с духом и решил ошиповаться самостоятельно. Покопавшись в Инете на предмет народного творчества по данной теме, обнаружил две более-менее стоящих ссылки:
http://alekssi.narod.ru/velo_pricks.htm и
http://veloservis.ur.ru/r021028.html . И если по первому способу ошиповаться - лучше сразу застрелиться, то я выбрал второй.
Добавление: ещё один способ -
http://www.veloplus.ru/teh/thorn3.htm и похожий:
http://velodrive.narod.ru/shipovka1.html
Покрышка для ошиповки была выбрана тривиально: новую покупать жалко, да и ехать для этого надо в Красноярск, поэтому я взял родную от купленного по лету велосипеда Schwinn Rocket 2 под названием WTB Moto Raptor 2.14" с кевларовым бортом. Лето я откатал на полусликах Schwalbe Fast Fred 2.0" For Quality, так что МотоРаптор была почти новая (не считая пройденных по осени 700 км, из них половину - по асфальту).
Внимательное рассмотрение и подсчёт имеющихся на покрышке грунтозацепов привели к выводу: для ошиповки можно использовать два средних ряда с каждой стороны от центра, общим количеством 152 шт. В этом случае шипы будут образовывать четыре ряда. Измерение высоты грунтозацепа и толщины покрышки показало, что для ошиповки нужны саморезы длиной 9-10 мм. Была выбрана и покрышка для истязания – задняя была несколько более сточенная чем передняя, поэтому в случае неудачи её не так жалко будет выкинуть.
Поход по строительным магазинам большого оптимизма не внушил: имеющийся там ассортимент саморезов был весьма ограничен. Ведь саморез должен был удовлетворять следующим условиям:
1. Быть закалённым, чтобы не сточиться в ноль на первом же километре асфальта.
2. Иметь как можно более широкую и плоскую головку, без острых краёв.
3. Быть подходящей длины.
Первое условие выполнялось легко – на выбор предлагались шурупы от 8 до 60 мм для крепления листового металла (или к листовому металлу). Со вторым было хуже – большинство шурупов имело потайную головку, предназначенную скорее для крепления дерева к металлу. Наконец, мой взор упал на особые шурупы, которые позиционировались как имеющие встроенную шайбу, хотя на деле это была просто увеличенная в диаметре плоско-круглая головка. В дело вступило третье условие – здесь и скрывалась засада! Минимальный размер самореза был 13 мм! После долгих раздумий и рассматривания в руках этого шурупа было принято решение – брать, а лишнее в случае чего откусить кусачками. Так как оставались ещё два варианта: шуруп со сверлом или без оного, я остановился на обычном, т. к. откусывать кончик обычного не в пример легче, чем имеющееся на конце самореза сверло толщиной в добрых три миллиметра. Вдобавок цена обычного самореза – 30 коп. за штуку, а со сверлом – 40 коп. за штуку.
Итак, были куплены 160 шурупов длиной 13 мм (на ценнике стояли такие цифры 4.2 х 13 мм) общей стоимостью 48 руб. Плюс тюбик резинового клея за 10 руб. Клей нужен был для приклеивания поверх головок шурупов корда, но об этом позже. На выходе из магазина была проверена прочность саморезов – на бетонных плитах тротуара единичный шуруп оставлял весьма заметные царапины, при этом остриё даже не думало тупиться. Далее мои стопы направились в магазин тканей, где была куплена корсажная лента шириной 5 см. Эта лента как раз и предназначалась для изоляции шурупов от камеры. В тканевом магазине я поставил в тупик продавцов, объясняя для чего мне нужна именно такая, а не другая лента. Как бы там ни было из магазина я вышел с рулончиком ленты длиной 2.2 м (еле вспомнил, сколько же её надо, спасибо настройке велокомпьютера, благодаря которой я запомнил цифру длины окружности колеса чуть более 2 м). Лента обошлась в 15 руб. (6.80 за погонный метр).
Дома я разложил все покупки и открыл кружок «Оч. умелые ручки».
Шилом проткнул грунтозацеп по центру
чтобы с внутренней стороны покрышки было хорошо заметно место куда вкручивать шуруп.
Вкрутил крестовой отвёрткой саморез до упора,
правда следует придерживаться такой схемы: сначала шуруп вворачивается настолько, чтобы грунтозацеп немного сплющился (эта деформация хорошо заметна), затем немного выворачивается обратно, чтобы грунтозацеп вернулся в нормальное состояние.
То же самое делается ещё 151 раз, после чего покрышка приобретает такой вид изнутри:
и снаружи:
Резиновым клеем промазал внутреннюю поверхность покрышки вместе с головками саморезов, как вдруг меня осенило, что одного тюбика (50 гр.) клея будет маловато
Время было позднее, магазины закрылись, так что выбора у меня не было. Клей закончился на промазывании 1 м корсажной ленты. Оставшуюся непроклеенную ленту пришлось засунуть внутрь покрышки в надежде, что она хоть немного схватится подсохшим клеем на покрышке.
Излишек ленты (15 см) отрезал. Надел покрышку на обод, заправил камеру, забортовал покрышку и накачал камеру до 50 psi (около 4 атм). Получилась жуткая штуковина, похожая на ощетинившегося ежа. Как назвал её мой семилетний сын – «Смерть мышам». Время приближалось к полуночи, так что полевые испытания были назначены на утро. Отходя ко сну я думал о способах применения такой шиповки:
1. Оружие самообороны. Окружила тебя толпа гопников, ты хватаешь байк, переворачиваешь его и зажимаешь раму подмышкой. Раскручиваешь педали и поворачиваешь задним колесом к гопникам. "Техасская резня бензопилой" отдыхает
2. Нет необходимости брать с собой в походы пилу или топор. Хватаешь байк, переворачиваешь его и зажимаешь раму подмышкой. Раскручиваешь педали и поворачиваешь задним колесом к ёлке. «Вжик», - сказала японская машинка и куча брёвен у твоих ног.
3. Изумительнейшее средство для обряда посвящения в «Грязные носороги»
Готовьтесь, mt, cb3, Wheeler и Rastyapa!!!
Наутро, даже не позавтракав, я вывел жуткий агрегат на лестничную площадку, как сразу стало понятно – это мощная вещь – цоканье шипов по бетону не оставило меня равнодушным. На улице я, не долго думая, вскочил в седло и… раздался оглушительный грохот. Казалось, трактор на гусеничном ходу шумит гораздо меньше. Не обращая внимание на лязг, я отправился на поиски льда и снега. Почти все дороги в городе как назло оказались чистыми, только на центральной улице я нашёл на обочине остатки укатанного снега. На снегу шипы перестали грохотать и катили ровно и мягко. Торможение с блокировкой заднего колеса показало великолепный результат – на снегу оставались четыре глубоких борозды, содранных до асфальта. Распугивая странным шумом редких прохожих, я направился к гипермаркету Алпи, где по моим прикидкам мог быть уже залит каток, хотя моя жена заявила, что там катка ещё нет и в помине. Первое наблюдение: вопреки предсказаниям, скорость движения с шипами не намного-то и упала – где-то на 2 км/ч. И то, возможно, лишь только потому, что накануне я снял контактные педали и установил топталки.
О чудо! Лёд на катке уже был. Мимо ошалевшей охранницы я направился ко льду. Не снижая скорости вылетел на лёд и… не упал!!! Я начал испытывать шипы в разных тестах – обычное торможение, торможение с блокировкой, трэкстенд. Результаты впечатляли – заднее колесо вело себя абсолютно предсказуемо, оставляя на льду или глубокие вмятины или четыре глубоких царапины. Тесты на повороты проводить не стал, так как передняя покрышка осталась нешипованной. Хотя ради прикола попробовал немного резко повернуть руль – переднее колесо пошло юзом. Экстрима к испытаниям добавляли температура около нуля (самый мерзкий гололёд) и сильный ветер. Поняв, что тесты прошли на отлично, поехал к Алпи, чтобы посмотреть саморезы там, напоследок хорошенько тормознув и прочертив двухметровые царапины на льду. Не успел проехать и ста метров, как понял, что заднее колесо спущено
В расстроенных чувствах вошёл внутрь. В магазине нужных саморезов не оказалось, да и те, которые были (13 мм), продавались по несусветной цене – по 2 руб. за штуку!!! Из золота или титана что ли?
Разумеется, единственный раз в жизни я выехал из дома без насоса, и именно в этот раз у меня спустило колесо!!! Хотя запасная камера и ремнабор были в подседельной сумке. Автомобильный насос просить у кого-нибудь было бесполезно – не очень-то он подходят для велониппеля
Так что я побрёл пешком до дома, благо идти было всего пару километров. После разбора полётов выяснилась причина прокола: корсажная лента не смазанная клеем при монтаже покрышки и камеры съехала вбок, открыв тем самым доступ к камере четырёх головок от саморезов. При резком торможении одна из головок приподнялась и защемила камеру. Из положительных моментов – острые как иголка концы саморезов за 6 км асфальта только немного округлились.
Очевидно было и то, что длины выступающих шипов явно многовато (чем выше шип, тем больше рычаг, тем сильнее приподнимается головка шурупа при торможении), так что было принято решение откусить лишние миллиметры кусачками. Для этого подошли обычные пассатижи, правда для откусывания кончика толщиной около 1-1.5 мм нужно было прилагать недюжинные усилия – калёный металл не очень охотно поддаётся внешним воздействиям. После потраченного вечера на удаление избытков металла и оцарапанных ног и рук, покрышка стала более похожей на нормальную.
Теперь при вертикальной установке покрышки на пол, центральные грунтозацепы практически доставали до пола, в противовес предыдущему 4 мм зазору.
А до этого были куплены три тюбика резинового клея, покрышка и корсажная лента хорошо промазаны и приклеены друг к другу. Так как обкусанные края шурупов были весьма опасны даже для случайного прикосновения, я решил немного обточить их. Для этого байк был поставлен вверх ногами, заднее колесо раскручено и к поверхности покрышки осторожно приближен точильный камень. Зрелище вылетающих из-под бруска искр заставило мою жену вскрикнуть от испуга. Дабы не травмировать хрупкую женскую психику, эксперимент было решено продолжить на асфальте на следующий день. Тем более осмотр точильного камня показал, что брусок заметно износился, в то время как шипы остались нетронутыми
Сегодня вечером состоялось новое испытание уже обрезанных шипов. Во-первых, скорость резко увеличилась. Причём, она стала даже выше, чем без шипов
На гладком асфальте без ветра я смог разогнаться до 32 км/ч, без прикладывания особых усилий!!! Педалировал как обычно. Во-вторых, уменьшился шум, теперь он не похож на рёв взлетающего «Конкорда». Правда, всё равно скрежетание весьма ощутимое. Кто не любит стоматологов и звук работающей бормашины – лучше так не шиповаться. В-третьих, порадовало поведение байка на границе лёд-асфальт, если раньше такое сочетание приводило если не к падению, но к потере контроля, то сейчас всё нормально. Смена фаз угадывается только по смене шума шипов (ночью же дело было)!
Лёд на катке изменился, очевидно днём местами он подтаял и образовались лужи, которые к вечеру подмёрзли. Для чистоты эксперимента я спешился и попробовал пройтись по льду в своих зимних сапогах. Реально скользко, ноги разъезжаются!!! На велосипеде же всё было ОК! Играющие рядом в хоккей подростки увидев такое чудо на льду, бросили игру и с интересом наблюдали за моими пируэтами. Разгон-торможение, разгон-торможение с блокировкой. Шипы показали себя превосходно! Можно даже делать контролируемый полицейский разворот, при этом из-под заднего колеса вырывается красивый сноп ледяных кристаллов. Осмотр следов от простой езды и торможения с блокировкой показали, что шипы надёжно вгрызаются в лёд. Сильно покрасоваться не удалось, напоминаю, что переднее нешипованное колесо вело себя как корова на льду
Я попытался было притормозить передним, как колесо тут же потеряло контакт с поверхностью.
Уже дома осмотр обкусанных шипов показал, что все острые углы сточились и сейчас покрышка перестала быть опасной для случайного прикосновения.
Резюме. Шиповаться таким способом можно, только нужно потратить два свободных вечера!!!
Стоимость материалов:
Саморезы – 160 х 0.3 = 48 руб.
Корсажная лента – 2.2 х 6.80 = 15 руб.
Резиновый клей – 3 х 10 = 30 руб.
Итого на одну покрышку: 93 руб.
P. S. Ошиповка следующей покрышки будет сделана со взвешиванием её до и после работы. Но уже сейчас очевидно, что масса самодельно ошипованной покрышки меньше чем, например, Snow Stud или Ice Spiker от Schwalbe.
P. P. S. Э-э-э-эх! Ошиповать бы «Болотную тварь» (Swampthing) от Maxxis
Фирма Nokian сдохла бы от зависти!!!